• Вопросы для подготовки к экзаменам по психологии

    МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Согласовано на 2009/2010 уч.год

    « » ________________ 2009 г.

    Дисциплина: «Психология управления»

    Специальность: 030301 Психология

    Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

    Объект, предмет и задачи психологии управления.

    Историческое развитие управленческой мысли: классическая школа управления (Ф.Тейлор, Ф. и Л. Гилбретты, А.Файоль, М.Вебер).

    Теория «человеческих отношений» (Э. Мейо, М.П. Фоллет).

    Характеристика основных теоретических подходов к управлению (школы науки управления): процессного, системного, ситуативного.

    Концепции руководства: теория черт личности, теория поведения.

    Система управления: структура, виды, иерархия и уровни.

    Характеристика управленческого труда руководителя.

    Профессиональные способности руководителя.

    Классификация и характеристика управленческих ролей.

    Характеристика методов управления.

    Психологическая характеристика деятельности руководителя.

    Социально-психологические методы управления.

    Основные и конкретные функции управления.

    Планирование как функция управления, принципы и характеристика процесса планирования.

    Организация как функция управления.

    Делегирование управленческих полномочий.

    Мотивирование персонала, содержательные и процессуальные теории мотивации.

    Управленческое решение: сущность, виды, этапы.

    Психологические типы принятия управленческого решения.

    Субъективные и объективные факторы принятия ошибочных решений.

    Групповое решение, его виды и характеристика.

    Коммуникативная функция управления. Характеристика системы коммуникации в организации.

    Коммуникативные барьеры и их учет в управленческой деятельности.

    Контроль деятельности персонала: требования, виды, функции, психология неэффективного контроля.

    Эффективность управления- критерии и показатели.

    Эффективность групповой деятельности и способы ее оценки.

    Базовые и специфические техники управления, их характеристика.

    Власть руководителя, властные полномочия и ресурсы.

    Авторитет руководителя, его виды, факторы, закономерности функционирования.

    Классические (традиционные) стили руководства и их характеристика.

    Решетка стилей руководства. Р.Блейк и Д. Моутон.

    Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили.

    Формальные и неформальные группы в организации.

    Типы управленческих культур.

    Управление корпоративной культурой в организации.

    Управление социально-психологическим климатом в организации.

    Лидерство, его виды и характеристика.

    Сущность и содержание организационно-управленческих конфликтов.

    Деятельность руководителя по урегулированию организационных конфликтов.

    Управленческий стресс и его преодоление.

    Базовые категории: управление, руководство, менеджмент, лидерство, управленческая деятельность, принципы и закономерности управления, управление как система, виды и типы управления, иерархия управления, теории управления, управленческий труд, функции управления, делегирование полномочий, планирование, мотивация, стимулирование, система коммуникации, управленческий контроль, управленческое решение, групповые методы принятия решения, оценка результатов деятельности, управленческая концепция, власть, авторитет руководителя, стиль руководства, техники управления, управленческая культура, организационная культура, управленческое общение, переговорный процесс, психологическое влияние, социальная структура организации, групповые нормы, социальный контроль, совместная деятельность, эффективность деятельности, управленческие конфликты, психологическая культура управления, имидж руководителя, профессиональные качества, профессиональная направленность.

    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

    Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Юнити, 2000.

    Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2005.

    Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2003.

    Урбанович А.А. Психология управления. – Мн.: Харвест, 2002.

    Кишиков Р.В. Психологические основы управления. – М.: МЦПРК «Лидер», 2004.

    Красовский Б.Д. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999.

    Кричесвский Р.Л. Если Вы – руководитель … Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1998.

    Машков В. Н. Психология управления. – СП-б.: Михайлово, 2001.

    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999.

    Самыгин С.И. Основы управления персоналом. — М.: Феникс, 2002.

    Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2000.

    Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Психологии»

    Вопросы для студентов заочного отделения специальности «Психология»

    для подготовки к экзамену по курсу «Психология управления»

    Предмет «Психологии управления»

    Психологическая сущность основных управленческих теорий

    Сущность управленческой теории Ф.Тейлора — ее достоинства и ограничения

    Сущность управленческой теории М.Вебера — ее достоинства и ограничения

    Сущность управленческой теории А.Файоля — ее достоинства и ограничения

    Сущность управленческой теории «школы человеческих отноршений Э.Мэйо — ее достоинства и ограничения

    Общие подходы к управлению персоналом организации

    Основные этапы работы с персоналом в организации

    Основные методы управления персоналом организации

    Профессиональный отбор — первый этап управления персоналом организации

    Повышение профессиональной компетенции работников

    Управление системой профессиолнального обучения работников предприятия

    Система мотивации персонала в организации

    Позитивные методы мотивации персонала

    Негативные методы мотивации персонала

    Сравнительная характеристика материальных и моральных методов мотивации персонала

    Сущность интегративного менеджмента в управленческой деятельности

    Основные управленческие функции

    Управленческая функция планирования

    Управленческая функция организации ресурсов

    Управленческая функция контроля

    Управленческая функция мотивации

    Функция принятия решений

    Коммуникативная функция руководителя

    Саморегулирующая функция руководителя

    Тайм-менеджмент в работе руководителя

    Стресс-менеджмент в работе руководителя

    Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».


    скачать
    МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Согласовано на 2009/2010 уч.год

    « » ________________ 2009 г.

    Дисциплина: «Психология управления»

    Специальность: 030301 Психология

    Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Объект, предмет и задачи психологии управления.
    2. Историческое развитие управленческой мысли: классическая школа управления (Ф.Тейлор, Ф. и Л. Гилбретты, А.Файоль, М.Вебер).
    3. Теория «человеческих отношений» (Э. Мейо, М.П. Фоллет).
    4. Характеристика основных теоретических подходов к управлению (школы науки управления): процессного, системного, ситуативного.
    5. Концепции руководства: теория черт личности, теория поведения.
    6. Система управления: структура, виды, иерархия и уровни.
    7. Характеристика управленческого труда руководителя.
    8. Профессиональные способности руководителя.
    9. Классификация и характеристика управленческих ролей.
    10. Характеристика методов управления.
    11. Психологическая характеристика деятельности руководителя.
    12. Социально-психологические методы управления.
    13. Основные и конкретные функции управления.
    14. Планирование как функция управления, принципы и характеристика процесса планирования.
    15. Организация как функция управления.
    16. Делегирование управленческих полномочий.
    17. Мотивирование персонала, содержательные и процессуальные теории мотивации.
    18. Управленческое решение: сущность, виды, этапы.
    19. Психологические типы принятия управленческого решения.
    20. Субъективные и объективные факторы принятия ошибочных решений.
    21. Групповое решение, его виды и характеристика.
    22. Коммуникативная функция управления. Характеристика системы коммуникации в организации.
    23. Коммуникативные барьеры и их учет в управленческой деятельности.
    24. Контроль деятельности персонала: требования, виды, функции, психология неэффективного контроля.
    25. Эффективность управления- критерии и показатели.
    26. Эффективность групповой деятельности и способы ее оценки.
    27. Базовые и специфические техники управления, их характеристика.
    28. Власть руководителя, властные полномочия и ресурсы.
    29. Авторитет руководителя, его виды, факторы, закономерности функционирования.
    30. Классические (традиционные) стили руководства и их характеристика.
    31. Решетка стилей руководства. Р.Блейк и Д. Моутон.
    32. Стиль управления: тип управленческой ориентации и функциональные стили.
    33. Формальные и неформальные группы в организации.
    34. Типы управленческих культур.
    35. Управление корпоративной культурой в организации.
    36. Управление социально-психологическим климатом в организации.
    37. Лидерство, его виды и характеристика.
    38. Сущность и содержание организационно-управленческих конфликтов.
    39. Деятельность руководителя по урегулированию организационных конфликтов.
    40. Управленческий стресс и его преодоление.

    ^ Базовые категории : управление, руководство, менеджмент, лидерство, управленческая деятельность, принципы и закономерности управления, управление как система, виды и типы управления, иерархия управления, теории управления, управленческий труд, функции управления, делегирование полномочий, планирование, мотивация, стимулирование, система коммуникации, управленческий контроль, управленческое решение, групповые методы принятия решения, оценка результатов деятельности, управленческая концепция, власть, авторитет руководителя, стиль руководства, техники управления, управленческая культура, организационная культура, управленческое общение, переговорный процесс, психологическое влияние, социальная структура организации, групповые нормы, социальный контроль, совместная деятельность, эффективность деятельности, управленческие конфликты, психологическая культура управления, имидж руководителя, профессиональные качества, профессиональная направленность.

    Литература:

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
    2. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Юнити, 2000.
    3. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2005.
    4. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2003.
    5. Урбанович А.А. Психология управления. – Мн.: Харвест, 2002.
    6. Кишиков Р.В. Психологические основы управления. – М.: МЦПРК «Лидер», 2004.
    7. Красовский Б.Д. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999.
    8. Кричесвский Р.Л. Если Вы – руководитель … Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1998.
    9. Машков В. Н. Психология управления. – СП-б.: Михайлово, 2001.
    10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999.
    11. Самыгин С.И. Основы управления персоналом. — М.: Феникс, 2002.
    12. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2000.

    Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Психологии»

    Часть 2. Проблема подготовки к экзаменам.

    С данной проблемой сталкивался каждый студент. Проблема заключается в рациональном распределении времени на подготовку к экзаменам, с учетом сложности, важности предметов, сдаваемых на экзамене. Существует несколько рекомендуемых методик подготовки к эк

    заменам, но лишь некоторые из них математически обоснованы. Данная работа предоставляет метод определения оптимального графика подготовки к экзаменам с учетом наиболее важных факторов. Общий подход данной работы предполагает, что залог успешной сдачи экзамена на требуемую оценку — изучение литературы по предмету экзамена в должном объеме. Поэтому результаты и рекомендации, полученные при использовании приведенного здесь метода, могут противоречить позициям других методик подготовки к экзаменам.

    II. Математическая модель задачи.

    Данная модель использует понятие «время», которое по смыслу практически эквивалентно понятию, используемому в повседневной жизни. Выбор како-то конкретной единицы времени в данной модели ограничен лишь соображениям точности.

    Данная модель, как уже было сказано, учитывает лишь степень овладевания материалом данного экзамена. При этом полагается, что длительность подготовки является основным фактором, влияющим на степень овладевания материалом данного экзамена. Также данная модель предполагает, что все предметы понимаются человеком с разной успешностью. Кроме этого предположения вводится предположение о том, что материал каждого предмета запоминается человеком по разному. Данная модель построена на ценности того или иного события. С помощью различных методов суммарное значение ценностей максимизируется. Следует также отметить, что большинство параметров, учитываемое при подсчете ценностей, субъективно.

    Пусть N — количество экзаменов, которое предстоит сдать. В дальнейшем для ссылки на какую-либо характеристику определенного экзамена будет применяться индекс i, i=1..N.

    Пусть также объективно задано время, когда можно начинать готовиться к i-ому экзамену tiн, а также время, до которого можно готовиться — tiк. В большинстве практических ситуаций оно будет эквивалентно времени начала сдачи самого экзамена. Время начала подготовки к сессии — t0 — может быть определено как минимальное из времен tiн.

    t0= min ( tiн), i=1..N

    Естественным ограничением на времена tiн и tiк является

    За конец сессии примем максимальное значение tiк

    За длительность сессии l примем величину

    Также для каждого экзамена должны быть заданы следующие величины: Ei — коэффициент успешности сдачи экзамена, Мi — коэффициент запоминаемости материала экзамена, Ii — коэффициент значимости получения желаемой оценки на данном экзамене, Q0i — объем знаний, необходимый для получения желаемой оценки без учета случайностей, Ui — коэффициент понимания человеком данного предмета. Все эти коэффициенты — субъективные, а поэтому и индивидуальны для каждого человека. Данные величины в общем случаи различны для каждого экзамена. Входным параметром также является величина ценности свободного времени L0.

    Ei — коэффициент успешности сдачи экзамена.

    Еi>=0. Данный коэффициент определят, насколько легко можно сдать экзамен при относительно низкой подготовке. Ei=0 соответствует типу экзамена, когда он оценивается строго, без натяга оценки, поблажек — то есть при полностью субъективной оценке экзаменатора. На значение данного коэффициента влияют возможность списывания у соседа, использования шпаргалок, подсказки или натяжки оценки со стороны преподавателя, а также некоторые другие факторы.

    Мi — коэффициент запоминаемости материала экзамена.

    Коэффициент запоминаемости материала экзамена тесно связан с Ui — коэффициентом понимания человеком данного предмета. На их значения галагаются следующие ограничения:

    Использование этих моделей связано с введением дополнительной модели усваивания материала человеком. Модель, специально разработанная для данной работы, базируется на понятии объем знаний.

    Предполагается, что каждый предмет усваивается человеком со свойственной ему эффективностью. Эффективность понимания материала — величина относительная. С течением времени происходит процесс забывания материала. Рассуждая таким образом, можно приближенно представить процесс получения знаний формулой

    где Q — объем знаний,

    U — коэффициент понимания,

    M — коэффициент забывания материала — в единицу времени.

    t — время, оставшееся до теста по усвоенным знаниям.

    Данная формула приближенно описывает процесс приобретения знаний человеком. При U=0 (человек вообще не понимает данный материал) — объем знаний равен 0. При больших значениях M человек спустя некоторое время забудет всю полученную информацию (пора идти к врачу). При М=0 человек ничего не забывает. При t-> 0 объем знаний будет максимальным (человек забыть ничего не успевает). Если человек использует время не только для учебы, то коэффициент понимания U следует уменьшить во столько раз, в каком отношении человек занимается учебой относительно всего времени (полагается, что он отвлекается от подготовки с одинаковой интенсивностью в течении всего времени освоения материала). Общий объем знаний, полученный человеком за время с t1 по t2 будет выражаться интегралом

    Коэффициенты Ui и Mi имеют тот же смысл, что и U и M в формуле (1).

    Далее продолжается рассмотрение других входных параметров.

    Ii — коэффициент значимости получения желаемой оценки на данном экзамене

    Данный коэффициент — субъективная относительная величина, определяющая, во сколько раз больше студент заинтересован в получении желаемой оценки на данном экзамене к желанию получить желаемую оценку на наименее важном экзамене. Данный коэффициент >= 1. Соответственно, данная коэффициент для наименее важного экзамена =1.

    Также наряду с Ii — коэффициент значимости получения желаемой оценки на данном экзамене, будет использоваться величина Ii’ — приведенный коэффициент значимости получения желаемой оценки на данном экзамене. Он выражется как

    Его использование будет пояснено в дальнейшем.

    Q0i — объем знаний, необходимый для получения желаемой оценки без учета случайностей.

    Данная величина определят объем знаний, требуемый для сдачи экзамена на желаемую оценку. Определение данной величины связано со своего рода трудностями. Для простоты определим объем знаний Q0 как количество времени, требуемое для овладеваемое данным материалом при отсутствии забывания умноженное на объем знаний, полученный за единицу времени при M=0. Численно это будет произведением времени на U. Если студенту приходилось сдавать экзамен по данному предмету и по тому же материалу на желаемую оценку, то Q0i можно посчитать как интеграл за все время подготовки к данному экзамену при условии полной объективности поставленной оценки отсутствии случайностей и совпадений.

    L0 — ценность свободного времени.

    Данная величина указывает ценность свободного времени, не занятого подготовкой ни к одному экзамену. Величина может также трактоваться как нежелание учиться. Данная величина имеет размерность приведенного коэффициента значимости получения желаемой оценки и должна задаваться как отношение субъективной ценности 1 единицы свободного от подготовки к экзамену времени к значимости получения желаемой оценки на самом легком экзамене (Ii=1) при легкости данного экзамена = 1 (Ei=1).

    Общий эффект от подготовки к экзамену i (ценность) может быть выражен с использованием вышеописанных обозначений как

    Ci = Qi*Ii/(Qi0*(1+Ei))=Qi*Ii’/Qi0 (3)

    где Qi — суммарный объем знаний, полученный студентом за время подготовки.

    Qi можно найти по формуле

    где Gi — количество интервалов времени, в течении которых студент готовится к экзамену i,

    ti0j — время начала j-го интервала подготовки студента к экзамену i

    ti1j — время окончания j-го интервала подготовки студента к экзамену i

    Суммарная эффект С от всех экзаменов выражается суммой всех Ci.

    Суммарная ценность свободного времени в течении сессии будет выражаться как

    где F — количество интервалов свободного времени

    ts — длина интервала свободного времени s.

    Наконец, суммарная ценность P, полученная студентом во время сессии выражается как

    Данное значение требуется максимизировать. Дополнительным условием по временам будет условие

    #SUM s=1,F ts + #SUM i=1,N #SUM j=1,Gi ti1j-ti0j = l (6)

    Также никакие интервалы не должны пересекаться (7)

    На языке динамического программирования данная задача заключается в максимизации функции (5) при ограничениях (6) и (7).

    III. Алгоритм решения задачи.

    Ограничение (7) делает задачу трудно решаемой в непрерывных величинах. Здесь же будет дан алгоритм приближенного решения методом назначений. Для использования этого метода следует перейти от понятия непрерывного времени к понятию дискретного. Введем величину дискретности времени. Разобьем интервал сессии длиной l на h частей. Длина каждого интервала будет равна dt=l/h. Далее заменим времена tiн и tik на соответствующие им tiн’ и tiк’, при этом для вычисления будем использовать формулу:

    Полученное рациональное число будем округлять внутрь интервала: tiн’ в большую сторону, tiк’ в меньшую. Далее в задачу о назначениях введем h кандидатов и W+h работ — количество работ будем рассчитывать по формуле

    Каждому i-ому экзамену будет соответствовать (tiк’-tiн’) работ. Работы с индексом от W до W+h соответствуют отдыху (отсутствию учебы) в данный интервал времени.

    Заполнение матрицы стоимостей задачи назначений.

    Для работ, соответствующих отдыху: сxy, y>W cxy=L0*dt

    сxy: y-> i.(в соответствии с номером работы y находим номер i соответствующего ей экзамена.

    В большинстве случаев количество работ не будет равно количеству кандидатов. Если используемое программное обеспечение в явном виде не позволяет решать несбалансированные задачи о назначениях, то нужно добавить фальшивых кандидатов или работы.

    Далее находим максимум задачи о назначениях. Если используемое программное обеспечение в явном виде не позволяет находить максимум, то инвертируем знаки элементов матрицы и подвергаем полученную матрицу минимизации.

    Интерпретация полученного ответа.

    График подготовки к экзаменам на основе полученного результата строится следующим образом:

    Для каждого x-ого кандидата (x=1..h)

    Определяем индекс y работы, на которую назначен данный кандидат x.

    интервал времени (t0;t0+dt*x) должен быть посвящен

    * Если y>W, то отдыху.

    * Если нет, то по индексу y определяем индекс i экзамена, который соответствует y-ой работе. Данный интервал должен быть посвящен подготовке к экзамену i.

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ

    ВЫПУСКНИКАМ, РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ

    по психологической подготовке к ГИА

    Учителям, необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 9-й класс практически по всем предметам, выносимым на ГИА с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК). С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

    Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ГИА с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК) реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

    При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ГИА с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК).

    Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК), но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

    Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

     Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

     Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

     Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

     Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

     Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;

    обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

     Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

     Не критикуйте ребенка после экзамена.

     Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

    Подготовка к экзамену:

     Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

     Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки в этих тонах.

     Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

     Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

     Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

     Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.

     Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.

     Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.

    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

     Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

    В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться.

    Перед началом тестирования.

    В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны. От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

    Во время тестирования:

     Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

     Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

     Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

     Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

     Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

     Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

     Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

     Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!

    Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «История психологии» 2004-2005

    1. Предмет, задачи и функции истории психологии. Закономерности развития научного знания. Принцип историзма в истории психологии. Проблема периодизации истории психологии.

    2. Влияние медицины на развитие психологических знаний.

    3. Важнейшие психологические учения античности.

    4. Учение Демокрита о душе и его дальнейшее развитие в психологических учениях античности.

    5. Личность и учение Сократа.

    6. Представления Платона о душе

    7. Учение Аристотеля о душе и ее способностях.

    8. Учение Аристотеля и стоиков об аффектах: сравнительный анализ

    9. Проблема характера в античной науке.

    10. Важнейшие направления развития учения о душе в поздней античности, в средние века и эпоху Возрождения. Э. Фромм о значении мистицизма М.Экхарта.

    11. Формирование эмпирической психологии в философских учениях XVIIв. (Бэкон. Гоббс. Локк.). Л.С. Выготский о значении Ф. Бэкона для психологии.

    12. Дуализм Декарта. Психофизическая проблема.

    13. Учения Локка об опыте. Понятие об ассоциации идей. Теория обобщения.

    14. Направления развития эмпиризма Локка в XVIIIв.Становление ассоциативной психологии (Д. Гартли).

    15. Психологическая мысль эпохи Просвещения.

    16. Направления развития ассоцианистической психологии в XIX веке.

    17. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

    18. Значение учения Дарвина для психологии.

    19. Первые программы психологии как самостоятельной науки.

    20. Роль Вундта в оформлении психологии в самостоятельную науку.

    21. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова.

    22. Психология У. Джемса и функционализм.

    23. Теория личности Джемса.

    24. Естественнонаучное направление русской психологической мысли в работах Сеченова, Бехтерева, Павлова Ухтомского.

    25. Г.И. Челпанов и его роль в развитии отечественной психологии.

    26. Важнейшие направления экспериментальных исследований в конце XIX-начале XXв (вюрцбургская школа, исследования Г. Эббингауза).

    27. Возникновение дифференциальной психологии.

    28. Прикладные исследования в психологии конца XIX-начала XXв. в области педагогики, медицины, производства и др.

    29. Общая характеристика открытого кризиса и психология направлений этого периода (10-есередина 30-х гг.)

    30. Классический бихевиоризм Уотсона и важнейшие направления его развития в необихевиоризме.

    31. Основные понятия и направления исследований в гештальт психологии.

    32. Описательная и понимающая психология.

    33. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе.

    34. Классический психоанализ Фрейда: методы исследования бессознательного; важнейшие понятия.

    35. Индивидуальная психология А. Адлера.

    36. Аналитическая психология К. Юнга

    37. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

    38. Принцип единства сознания и деятельности в психологической концепции С.Л. Рубинштейна.

    39. Психология деятельности А.Н. Леонтьева.

    40. Проблема сознания в психологии деятельности А.Н. Леонтьева.

    41. Современное состояние и важнейшие тенденции в развитии мировой психологической науки XX столетия.

    Назад

    ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ , УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

    Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

    Подготовка к экзамену

    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

    Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

    Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

    Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

    Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

    Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

    Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов

    Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

    Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕНТ

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕНТ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя мо­менты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем. как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно ре шить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Памятка для учителя

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕНТ В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

ЕСЛИ накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на

самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

РИТМИЧНОЕ ЧЕТЫРЕХФАЗНОЕ ДЫХАНИЕ

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без разахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3 минут.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (3 -5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Виды замечаний на экзамене, техника реагирования на них. Разновидности дополнительных вопросов. Тактика и стили ответов на экзамене, тактические тонкости их завершения, проблема вступления. Факторы, влияющие на оценку, выставляемую экзаменатором.

Подобные документы

Взаимосвязь между общим подходом к учению, используемым при изучении материала, и ответами студентов на экзамене. Факторы, влияющие на формирование того или иного подхода: личностный фактор и «фактор процесса обучения». Три различных подхода к учению.

статья, добавлен 04.03.2018

Характеристика спора и его распространенные виды. Понятия «полемика», «диспут», «дебаты». Условия начала спора. Модель критической дискуссии. Правила ее проведения. Тактические приемы отстаивания собственной позиции при обсуждении спорных вопросов.

лекция, добавлен 30.08.2017

Исследование наиболее важных аспектов психологии делового общения, практические рекомендации по их применению. Виды и формы делового общения. Психологическая сущность вопросов собеседника. Парирование замечаний, психологические приемы влияния на партнера.

реферат, добавлен 01.06.2009

Понятие и сущность (исторический аспект) формирования стиля руководства. Стили руководства и классификация стиля руководства. Психологические факторы, влияющие на формирование стиля руководства. Способы реализации стиля руководства в коллективе.

реферат, добавлен 07.02.2010

Рассмотрение методики изучения сновидений. Особенность воспоминания сна. Текущее и безразличное во сне. Инфантильность как источник сновидения. Соматические источники. Типичные сны: сны об оголённости, о смерти дорогих людей, тревожные сны об экзамене.

реферат, добавлен 18.02.2011

Психология половых различий. Различия между мужчинами и женщинами. Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации. Стили реагирования мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс. Стили реагирования на стресс.

курсовая работа, добавлен 19.11.2013

Профессиональная компетентность педагога. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента, в том числе и на экзамене. Методика творческого сотрудничества со студентами.

реферат, добавлен 19.05.2014

Психологическая подготовка спортсмена — аспект использования научных достижений психологии, ее методов для повышения эффективности спортивной деятельности. Проблема психологической подготовки спортсменов, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе.

курсовая работа, добавлен 13.10.2017

Изучение эмоциональной сферы потребителей в психологической науке. Психологическая сущность эмоциональной сферы человека. Виды эмоционального реагирования. Характеристики и составляющие рекламной иллюстрации. Техника исполнения: фотография, графика.

курсовая работа, добавлен 02.12.2012

Психологическая подготовка спасателей (ППС) к действиям в чрезвычайных ситуациях: пути повышения эффективности. ППС как основа для формирования психологической устойчивости. Психологическая модель ЧС. Требования к уровню психологических знаний спасателя.

Рубрики: Косметология