• Ответы на тесты по консультативной психологии

    Содержание

    Список ВУЗов

    ТОП-10 тестов

    Наши партнеры

    Наши проекты

    Как Вы относитесь к электронным тестам?
    [Все опросы]

    Амбивалентным отношением к человеку является такое отношение, которое:

    Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента – это:

    В «триаду К. Роджерса» входят:

    В бихевиористическом подходе к консультированию:

    В гуманистическом подходе к консультированию:

    В гуманистическом подходе к психологическому консультированию применяются следующие приемы:

    В процессе консультирования:

    В психоаналитическом подходе к консультированию:

    Внутриполовая солидарность в семье представляет собой:

    Выделяют следующие виды психологического консультирования:

    Домашние задания, интерпретация, управление клиентом характеризуют:

    К внешним признакам результативности психологического консультирования относятся:

    К конструктивным мотивам обращения за психологической помощью относятся:

    К. Роджерс выделял следующие профессионально-важные качества консультанта:

    Какой-либо объективный или субъективный фактор, не являющийся первопричиной или первоисточником конфликта, возникшего в семье, но способный существенно влиять на него, усиливая или поддерживая, представляет собой:

    Качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания называется:

    Конгруэнтность в трактовке К. Роджерса представляет собой:

    Конфликт в семье, в который вовлечены сразу оба супруга: муж и жена называется:

    Личностная трудность представляет собой:

    Метод парафраз представляет собой:

    Необоснованная уверенность человека, установка на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться срреди них особыми привилегиями представляет собой:

    Неприятное психологическое состояние человека, вызывающее стойкие отрицательные эмоции представляет собой:

    Особенностями консультативного контакта в клиент-центрированной терапии являются следующие:

    Отказ психолога консультанта от оценивания личности или поведения клиента; настрой консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть называется:

    Ошибка в интерпретации исповеди клиента из-за склонности психолога-консультанта делать преждевременные выводы представляет собой:

    Ошибка в интерпретации исповеди клиента из-за субъективного отношения психолога к данному клиенту представляет собой:

    Ошибка непонимания клиентом рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, представляет собой:

    По Б.Д. Карвасарскому личностно-орентированному подходу в психологическом консультировании соответствует:

    По Б.Д. Карвасарскому проблемно-орентированному подходу в психологическом консультировании соответствует:

    Пониженное настроение, чувство усталости, неспособность видеть позитивные результаты своей работы, отрицательное отношение к работе и вообще к жизни – являются проявлением:

    Причины понижения работоспособности человека, источником которых являются неприятные психологические состояния данного человека в момент выполнения им какой-либо деятельности, являются:

    Проблема коммуникативного свойства – это:

    Процедура общего эмоционально положительного настроя клиента представляет собой:

    Процедура убеждения клиента представляет собой:

    Процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы является:

    Психологическая помощь в виде психологической консультации оказывается:

    Психологическое консультирование – это:

    Психологическое консультирование по Алешиной Ю.Е. включает следующие этапы:

    Р. Кочюнас выделяет следующие этические принципы работы психолога-консультанта:

    Рекомендуемое расстояние между психологом-консультантом и тревожным клиентом должно быть:

    Релевантными общению с людьми чертами характера являются:

    Рукопожатие, внешний вид, взгляд, контакт глаз, мимика входят в:

    Способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации представляет собой:

    Целями психологического консультирования являются:

    Эмоциональная лабильность человека это:

    Эмоциональная недостаточность человека – это:

    ^ Тесты по психологическому консультированию

    1. К способам психологического воздействия относятся все нижеперечисленные, за исключением:

    а) психологического консультирования;

    б) психологической коррекции;

    в) психологической защиты;

    г) психотерапии в широком смысле.

    2. ^ Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции», называется:

    а) психологическим консультированием;

    б) психологической коррекцией;

    в) психологической защитой;

    г) психотерапией в широком смысле.

    3. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность:

    а) отыскивать реалистичные решения проблемы;

    б) руководствоваться принципом реальности;

    в) регулирловать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я»;

    г) все ответы верны.

    4. Понятие «психическая норма»:

    а) основано на объективных данных;

    б) лежит между двумя четко определенными полюсами;

    в) в разных культурах почти не различается;

    г) все ответы неверны.

    5. Информирование клиента является действенным методом психологической помощи при:

    а) психологическом консультировании;

    б) психологической коррекции;

    в) психотерапии в широком смысле.

    6. ^ Терапевтической мишенью для использования психологического консультирования являются:

    а) экзистенциальные проблемы человека;

    б) психопатологические симптомы;

    в) психосоматические проблемы;

    г) все ответы верны.

    8. ^ Целью наблюдения за ребенком могут стать следующие уровни предметного содержания:

    а) наблюдение за развитием личности ребенка;

    б) наблюдение за его индивидуальными особенностями;

    в) наблюдение за эмоциональной стороной личности ребенка;

    г) все ответы верны.

    9. Одним из механизмов психологической защиты является:

    а) работает с обращающимися к нему людьми;

    б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийство или наркомания;

    в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;

    г) все ответы верны.

    11. ^ Педагогический психолог :

    а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;

    б) проводит собеседования и тесты;

    в) стремится вводить эффективные методы обучения;

    г) все ответы верны.

    12. ^ Метод опросов :

    а) использует специально разработанные анкеты;

    б) должен применяться на репрезентативных выборках;

    в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции;

    г) все ответы верны.

    13. ^ Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается терминами:

    14. К параметрам темперамента относятся все нижеперечисленные, за исключением:

    в) скорости мышления;

    г) скорости двигательных актов;

    15. ^ Сходными по параметру эмоциональности (впечатлительности) являются:

    а) холерик и меланхолик;

    б) холерик и сангвиник;

    в) меланхолик и сангвиник;

    г) холерик и флегматик;

    д) сангвиник и флегматик.

    16. ^ Сходными по параметру импульсивности являются:

    а) холерик и меланхолик;

    б) холерик и сангвиник;

    в) меланхолик и сангвиник;

    г) холерик и флегматик;

    д) сангвиник и флегматик.

    17. Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими обозначается термином:

    18 ^ . К параметрам гармоничного характера относятся все нижеперечисленные, за исключение� �:

    г) гибкости самооценки;

    19. ^ Ценностные ориентации являются характеристикой:

    д) все ответы правильны.

    21. Принципы удовольствия, реальности и постоянства являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:

    22. ^ Коммуникативная компетентность с возрастом имеет тенденцию:

    в) изменяться волнообразно;

    г) изменяться скачкообразно;

    д) не имеет возрастной динамики.

    23. ^ В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит :

    а) стабильный характер;

    б) шаблонный характер;

    в) поисковый характер;

    г) безвариативный характер;

    д) не имеет возрастной специфики.

    24. ^ Крайние варианты самооценки чаще наблюдаются у:

    а) у детей и подростков;

    б) лиц молодого возраста;

    в) лиц зрелого возраста;

    25. Синдром дефицита внимания характерен для:

    26. Процесс половой идентификации, как правило, завершается к:

    27. По З. Фрейду, механизмы психологической защиты представляют собой способы понижения:

    28. ^ Ребенок, которому всего несколько дней, — это уже маленький человек. Какой из перечисленных терминов может быть употреблен по отношению к нему?

    29. ^ В качестве индикаторов изменений психических состояний используются :

    а) успешность выполнения заданий;

    б) скорость выполнения заданий.

    30. Для обозначения всего, что мы осознаем, Г. Юнг использует:

    31. Гипотеза всегда формируется в форме :

    а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;

    б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

    в) теории, основанной на предвзятых идеях;

    г ) все ответы неверны.

    32. ^ Обычно исследование начинается :

    а) с выявления проблемы;

    б) с составления плана;

    в) интерпретации данных;

    г) с формулировки гипотезы.

    33. Путь научного исследования называется:

    б) научным подходом;

    в) методологическим принципом;

    г) научной парадигмой.

    34.Основными свойствами развития являются:

    35. Основными формами развития являются:

    36. Основателем экспериментальной психологии является:

    37. В отечественную психологию эксперимент был введен в:

    40. По мнению представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более:

    г) все ответы верны.

    41. Что воспринимает человек, слушающий своего партнера по общению:

    42. Какая из перечисленных черт не является специфической для творческого мышления:

    43. ^ Как правило, творческие личности характеризуются :

    б) хорошим включением в социальную группу;

    в) четко установленными представлениями о жизни и обществе;

    г) все ответы неверны.

    44. Как называется общая способность иметь ощущения:

    б) порог ощущения;

    45. ^ Человек, вошедший в комнату, где чувствуется запах духов. Вскоре перестает его ощущать. Как называется это явление:

    б) разносторонняя чувствительность;

    г) сенсорная депривация.

    47. На кухне жена вытирает тарелки, а муж внимательно смотрит на кофеварку, из которой на плиту вытекает кофе. Запах побуждает жену тоже взглянуть на плиту и она восклицает: «Ты что, не видишь, что кофе убегает?» Как можно объяснить поведение мужа:

    а) у мужа скорее всего, очень плохое зрение;

    б) муж оказался чрезвычайно рассеянным человеком;

    в) его апперцепция не позволила ему адекватно воспринять ситуацию с кофе;

    г) осмысленное восприятие обязательно включает в себя называние того, что человек воспринимает.

    49. ^ На обладание какими экстрасенсорными способностями претендует человек, который утверждает, что может читать мысли других людей :

    50. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей – это:

    51. Перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия – это:

    52. Отождествление себя с другим человеком – это:

    53. Опосредование межличностных отношений содержанием и ценностями групповой деятельности, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности называется:

    а) психологическая совместимость;

    б) действенная групповая эмоциональная идентификация;

    в) сплоченность как ценностно-ориентированное единство коллектива.

    54. ^ Благоприятное сочетание личностных качеств у членов групп, обеспечивающее успех общего дела и личное удовлетворение от работы, называют термином :

    а) психологическая совместимость;

    б) коллективное переживание;

    в) коллективистическое самоопределение.

    55 ^ . Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы – эт� �:

    56. ^ Какие способы воздействия используются специалистами психологических консультаций:

    57. Механизмы межличностного познания функционируют в следующем порядке: идентификация, рефлексия, аттрибуция. Это утверждение:

    а) соответствует истине;

    б) не соответствует истине.

    58. ^ К понятию «установка» относится следующее определение:

    а) неосознаваемая личностью готовность, предрасположенность определенным образом удовлетворять познавательную способность и действовать по отношению к познаваемому объекту;

    б) побуждение в виде недифференцированной, недостаточно отчетливо осознанной потребности;

    в) все ответы верны.

    59. По Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:

    а) чувства неполноценности;

    б) комплекса неполноценности;

    в ) комплекса превосходства;

    г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

    60. Архетипы по Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:

    а) к индивидуальному бессознательному;

    б ) к коллективному бессознательному;

    в) к идеальному «Я»;

    г) все ответы неверны.

    61. Согласно Роджерсу, при безусловно положительном отношении других людей к человеку конгруэнтность между его реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями:

    62. ^ К какому направлению психологии принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию :

    б ) когнитивной психологии;

    г) психоаналитическому направлению;

    д) гуманистической психологии.

    63. ^ Агрессивность человека :

    а) представляет собой врожденное свойство;

    б) может быть легко преодолена;

    в) отсутствует у большинства народов;

    г) все ответы неверны.

    64. ^ Какое из приведенных суждений не может служить критерием для отнесения психического явления к категории «темперамент»:

    а) отражает формальный аспект деятельности человека;

    б) формируется в процессе жизнедеятельности человека;

    в) характеризует меру энергетического напряжения;

    г) универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

    65. ^ Какое из приведенных суждений не может служить критерием для отнесения психического явления к категории «черта характера»:

    а) явление должно иметь достаточную степень выраженности;

    б) явление должно систематически проявляться в различных видах деятельности;

    в) явление детерминируется наследственностью;

    г) явление тесно связано с другими аналогичными явлениями.

    66. ^ Состояние психики: болезнь. Вид помощи при этом:

    б) психологическая психотерапия;

    г) психиатрия, медицинская психотерапия;

    д) обучение, развитие, образование.

    67. ^ Состояние психики: пограничная норма. Вид помо­щи при этом :

    б) психологическая психотерапия;

    г) психиатрия, медицинская психотерапия;

    д) обучение, развитие, образование.

    68. ^ Состояние психики: хорошая норма. Вид помощи при этом:

    б) психологическая психотерапия;

    г) психиатрия, медицинская психотерапия;

    д) обучение, развитие, образование.

    69. Ка­кой психологической школе более характерны следующие цели консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытеснен­ные конфликты; реконструировать базисную личность:

    б) терапия поведения;

    в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);

    г) психоаналитическое направление;

    д) экзистенциальная терапия

    70. Какой психологической школе более характерны следующие цели консультирования: трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально зна­чимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию по­средством обретения чувства равенства с другими людьми. Какой психологической школе они более характерны:

    а) адлерианское направление;

    б) терапия поведения;

    в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);

    г) психоаналитическое направление;

    д) экзистенциальная терапия.

    71. ^ Какой психологической школе более характерны следующие цели консультирования: исправить неадекватное по­ведение и обучить эффективному поведению:

    а) адлерианское направление;

    б) терапия поведения;

    в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);

    г) психоаналитическое направление;

    д) экзистенциальная терапия.

    72. Какой психологической школе более характерны следующие цели консультирования: создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследо­вания и распознавания факторов, мешающих росту лично­сти; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность:

    а) адлерианекое направление

    б) терапия поведения;

    в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);

    г) психоаналитическое направление;

    д) экзистенциальная терапия.

    73. ^ Какой психологической школе более характерны следующие цели консультирования: помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы:

    а) адлерианское направление

    б) терапия поведения;

    в) ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс);

    г) психоаналитическое направление;

    д) экзистенциальная терапия.

    74. Психолог сказал клиенту, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления при­держивается этот психолог?

    в) психоаналитического направления,

    г) гуманистического направления.

    75. К какому методу консультирования относятся следующие моменты: психолог комментирует каж­дое движение клиента — кладет ли тот ногу на ногу, скла­дывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову:

    б) клиент-центрированной психотерапии,

    г) экзистенциальной терапии,

    д) бихевиоральной психотерапии.

    76. ^ К какому методу консультирования относится высказывание: психолог толкует сны клиентки, которая должна попытаться расслабиться как можно больше:

    б) клиент-центрированной психотерапии,

    г) экзистенциальной терапии,

    д) бихевиоральной психотерапии.

    77. К какому методу консультирования относит­ся высказывание: психолог подробно рассматривает про­блему жизненных ценностей клиента, который пытается по­нять истинный смысл своей жизни:

    б) клиент-центрированной психотерапии,

    г) экзистенциальной терапии,

    д) бихевиоральной психотерапии.

    78. Примером какого метода индивидуального кон­сультирования является высказывание: клиент пытается преодолеть страх перед полетом. На прошлой неделе психолог взял его с собой в самолет. На следующей неделе клиент сам вырулит по взлетной полосе в том же самолете. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчез­нет навсегда:

    б) клиент-центрированной психотерапии,

    г) экзистенциальной терапии,

    д) бихевиоральной психотерапии.

    79. Примером какого метода индивидуального кон­сультирования является высказывание: на сеансе у психо­лога клиентка говорит больше психолога, а он ее внима­тельно слушает. Кажется, что ему действительно небезраз­личны ее чувства и переживания и что он понимает ее:

    б) клиент-центрированной психотерапии,

    г) экзистенциальной терапии,

    д) бихевиоральной психотерапии.

    80. ^ Чему бы уделил внимание в ходе психологического консуль­тирования гуманистический психолог?

    а) организации психики клиента,

    б) его неосознаваемым побуждениям,

    в) способам поощрения клиента,

    г) его свободе выбора.

    81. ^ Какому направлению психологии соответствует вы­сказывание: предполагается активное участие психолога, помогающего клиенту понять свои истинные чувства:

    б) гуманистическая психотерапия,

    в) клиент-центрированная психотерапия,

    д) экзистенциальная терапия.

    82. Какому направлению психологии соответствует вы­сказывание: консультирование базируется на воспомина­ниях о прошлом и толковании снов:

    б) гуманистическая психотерапия,

    в) клиент-центрированная психотерапия,

    д) экзистенциальная терапия.

    83. Какому направлению психологии соответствует вы­сказывание: процесс консультирования включает в себя все виды психотерапии, концентрирующиеся на настоя­щем и требующем активного участия клиентов:

    б) гуманистическая психотерапия,

    в) клиент-центрированная психотерапия,

    д) экзистенциальная терапия.

    84. ^ Какому направлению психологии соответствует вы­сказывание: психолог придает большое значение свободе воли и ответственности клиента:

    б) гуманистическая психотерапия,

    в) клиент-центрированная психотерапия,

    д) экзистенциальная терапия.

    85. ^ Какому направлению психологии соответствует следующее высказывание: консультирование предполагает интерпретацию психологом чувств клиента:

    б) гуманистическая психотерапия,

    в) клиент-центрированная психотерапия,

    д) экзистенциальная терапия.

    86. ^ Психологическое консультирование преследует це­ли:

    а) полностью раскрыть личностные особенности кли­ента,

    б) выслушать клиента,

    в) помочь клиенту установить связь актуальной про­блемы с личностными факторами,

    г) выявить связи, которые смогут помочь клиенту по-новому посмотреть на себя и справиться с трудностями.

    87. ^ К стадиям психологического консультирования не относятся:

    г) модификация поведения,

    д) трансформация личности.

    88. Основным качеством консультанта является:

    а) способность к эмпатии,

    б) умение привлекать людей,

    в) способность учиться на практике,

    г) профессиональная подготовка.

    89. Использование вводных оборотов типа: «Мне показалось, что. », «У меня возникло предположение. » и т.п.:

    а) является нежелательным в работе консультанта, так как подчеркивает его неуверенность,

    б) подчеркивает право клиента принять или не принять сказанное консультантом,

    в) нежелательно, так как может затягивать консульта­тивную беседу.

    90. ^ Стадия интервью: установление контакта. Каковы наиболее вероятные для использования консультативные приемы:

    а) уточнение, перефразирование (пересказ);

    б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточне­ние, перефразирование (пересказ), отражение чувств, ре­зюмирование;

    в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, ин­формирование;

    91. ^ Стадия интервью: сбор информации и осознание желаемого результата (поиск «задачи»). Каковы наиболее вероятные для использования консультативные приемы:

    а) уточнение, перефразирование (пересказ);

    б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, ре­зюмирование;

    в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, ин­формирование;

    92. Стадия интервью: перебор гипотез, решающих «за­дачу» и выработка альтернативных решений. Каковы наи­более вероятные для использования консультативные приемы:

    а) уточнение, перефразирование (пересказ);

    б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточне­ние, перефразирование (пересказ), отражение чувств, ре­зюмирование;

    в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, ин­формирование;

    93. Стадия интервью: обобщение результатов взаимо­действия с клиентом (решение «задачи») и выход из кон­такта. Какие наиболее вероятные для использования консультативные приемы:

    а) уточнение, перефразирование (пересказ);

    б) выслушивание (нерефлексивное слушание), уточне­ние, перефразирование (пересказ), отражение чувств, ре­зюмирование;

    в) дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, ин­формирование;

    94. В круг рекомендаций по проведению этапа толко­вания входят следующие положения:

    а) толкование — совместная работа психолога и клиен­та,

    б) толкование предполагает активную роль психолога и пассивную роль клиента,

    в) толкование — это приложение общих закономерно­стей к конкретному случаю,

    г) психолог предполагает, но не утверждает,

    д) психолог способен читать реакции клиента на свои предположения.

    96. Сообщения консультанта клиенту: 1. Ваш ребенок всегда будет таким, вряд ли вы что-то можете изменить; 2. Как говорят, у каждого свой горб; 3. Некоторые черты ха­рактера у вашего ребенка выражены ярче, чем у сверстни­ков. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    97. Консультант клиенту: 1. Да, про ваше­го ребенка не скажешь, что он миролюбивый человек; 2. Кто и любит подраться, так это ваш ребенок, он без этого жить не сможет; 3. Вашему ребенку сложно выражать свои сильные отрицательные чувства к людям. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    98. Сообщения консультанта клиенту: 1. Вы все время в напряжении, зачем это Вам? 2. Ваше волнение уже переда­лось мне, зачем так тревожится? 3. Вы беспокоитесь по каждому поводу. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    99. Консультант клиенту: 1. Да, Вы живете по принципу: «Ушел в себя и надолго». 2. У Вас в характе­ре есть качества, которые затрудняют общение с людьми; 3. Вам, конечно, легче и спокойнее, когда Вы один. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    100. Консультант клиенту: 1. Для Вас не представляет сложности отказаться от собственного мне­ния; 2. Вы спокойно, без напряжения переживаете свою зависимость от других людей; 3. Можно только позавидо­вать, что Вы не конфликтуете с другими людьми. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    101. Консультант клиенту: 1. Поиск себя, своего места в жизни — это одна из главных задач для че­ловека; 2. Вы так хотите создать свой имидж, что забываете о себе настоящем; 3. Кто бы мог подумать, что даже взрослому человеку трудно ответить на вопрос: «Кто Я?». О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    102. Консультант клиенту: 1. Ваш ребенок еще не успел вырасти, чтобы мог справляться с этими тре­бованиями; 2. Он у Вас просто недоразвит. 3. Расти ему еще надо, чтобы все получалось, как следует. О чем идет речь:

    в) акцентуации характера;

    е) функциональном недоразвитии.

    103. Вы беседуете с клиентом и замечаете, что при во­просах на определенную тему он переводит разговор на что-то другое. В каком пункте приводится верная квали­фикация такого поведения:

    б) расплывчатость мышления,

    104. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

    а) личностной позиции;

    б) навыков адаптивного поведения;

    г) фрустрационной толерантности;

    105. ^ Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется :

    108. К основополагающим принципам в выборе тех или иных коррекционных методик и терапевтических методов для купирования поведенческих девиаций относятся все нижеследующие, за исключением:

    а) принципа добровольности;

    б) принципа осознанности;

    в) принципа информированности;

    г) принципа соответствия;

    д) принципа целесообразности.

    109. ^ Анализируемость пациента – это:

    а) способ оценки внушаемости;

    б) способ оценки гипнабельности;

    в) способ оценки пригодности к гуманистической психотерапии;

    г) способ оценки пригодности к психоанализу.

    110. ^ Методика «якорения» используется в:

    а) позитивной психотерапии;

    в) когнитивной психотерапии;

    г) нейролингвистическом программировании.

    111. ^ Выбор специалистом методик психологической коррекции, консультирования и терапии поведенческих девиаций в зависимости от механизмов их возникновения называется:

    а) принципом добровольности;

    б) принципом осознанности;

    в) принципом информированности;

    г) принципом соответствия.

    112. ^ По мнению Э. Берна, у человека существуют все нижеперечисленные типы «бегства от реальности», за исключением:

    а) голода по сенсорной стимуляции;

    б) голода по признанию;

    в) сексуального голода;

    г) нравственного голода.

    113. ^ Основным методом психологической помощи при суицидальном поведении является:

    а) бихевиоральная терапия;

    г) экзистенциальная терапия.

    114. ^ Терапевтическая методика «12 шагов» базируется на :

    б) позитивной психотерапии;

    в) нейролингвистическом программировании;

    г) молитвах и духовных практиках.

    115 ^ . Основополагающим методом в терапии и реабилитации наркотической зависимости являетс� �:

    Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологического консультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

    Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

    Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

    Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективно решали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций?

    В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультировании клиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеют дискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.

    В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?

    Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологу нередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это — измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

    Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?

    Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

    Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

    В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

    Когда использование тестирования в консультировании не требуется?

    Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

    Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

    1. краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
    2. длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
    3. консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.

    В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

    В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

    Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.

    Что дает тестирование в консультировании?

    Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

    Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.

    В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

    В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.

    Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

    • позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
    • помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
    • может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
    • является источником материала для структурирования беседы,
    • дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
    • может служить средством воздействия на клиента.

    Какие тесты могут использоваться в консультировании?

    В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

    Психологические экспресс-тесты отличаются:

    • компактностью и экономичностью,
    • простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,
    • возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,
    • преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.

    Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

    • максимальной валидностью и надежностью,
    • универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,
    • удобством для группового и компьютерного тестирования,
    • возможностью диагностики способностей.

    Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

    • позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,
    • связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,
    • как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

    Что требуется от психолога для использования тестирования?

    Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

    Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологическогоконсультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количествопсихологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные снарушением принципов консультирования.

    Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практическиепсихологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречитьдруг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражаютразличные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

    Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средстваконсультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестовпредставляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик вконсультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту врешении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

    Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам,здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты идоступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективнорешали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегченияболезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисныхситуаций?

    В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультированииклиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеютдискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.

    В каких случаях целесообразнопсихологическое тестирование?

    Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психическогосостояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологунередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это — измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностикапрофпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критическихсостояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении,подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

    Что мешает применению тестированияв психологическом консультировании?

    Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога.Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностьювозникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

    Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Крометого, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

    В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлениюнеформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестамисомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемойпсиходиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

    Когда использование тестированияв консультировании не требуется?

    Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а впрактической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, посколькутестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

    Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

    краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,

    длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,

    консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.

    В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, ипсихолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки,проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

    В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт инепосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

    Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии врядли целесообразно.

    Что дает тестирование вконсультировании?

    Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалогклиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

    Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователейтестов.

    В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяетсопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

    В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высококвалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные инеотложные задачи.

    Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

    позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,

    помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,

    может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,

    является источником материала для структурирования беседы,

    дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,

    может служить средством воздействия на клиента.

    Какие тесты могут использоватьсяв консультировании?

    В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можноусловно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

    Психологические экспресс-тесты отличаются:

    компактностью и экономичностью,

    простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,

    возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,

    преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.

    Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

    максимальной валидностью и надежностью,

    универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,

    удобством для группового и компьютерного тестирования,

    возможностью диагностики способностей.

    Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

    позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,

    связаны сидеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,

    как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

    Что требуется от психолога дляиспользования тестирования?

    Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведенияконкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическоеобследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартныхзадач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новыеметоды, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения ишкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

    Какие ошибки встречаются прииспользовании психологических тестов в консультировании?

    1. Выбор неадекватных тестовых методик.

    Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующихтребуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:

    использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,

    использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,

    использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,

    использование компьютерной программы «Профи» для диагностики профессиональных интересов и склонностей.

    Причинами подобных ошибок могут быть:

    недостаточные знания психометрических свойств методик,

    субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,

    стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.

    2. Принятие неправильных диагностических решений.

    Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

    выводы о чертах и типе характера личности при «пограничном профиле» методики MMPI,

    суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,

    заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.

    Подобные ошибки могут объясняться:

    недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,

    переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

    3. Некорректное сообщение результатовпсихологической диагностики клиенту.

    3.1. Передача клиенту заключения по результатамтестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки.

    К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можнорассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласитсяили не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог всостоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данными перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.

    Эти ошибки могут быть вызваны:

    затруднениями при устном изложении результатов диагностики,

    стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,

    3.2. Изложение результатов тестирования безпредварительной работы с клиентом.

    Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требуетпредварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестированиядолжны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состоянияи индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:

    как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,

    могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,

    препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,

    мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,

    не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.

    Причинами подобных ошибок могут быть:

    отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,

    стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.

    3.3. Использование некорректного языка описания ипринципов понимания личности.

    Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность ксамоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем онхарактеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянствасобственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

    При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, признакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором ониобнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегдаи везде.

    Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или неможет делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах,затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.

    В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения,ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решенияпроблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту,если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.

    Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способовреагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любаячерта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определеннымобстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может бытьописан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийсяпритворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могутотвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.

    Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:

    1)Принцип деноминализации — переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательныхв глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что онделает или чувствует.

    2)Принцип контекстуализации — указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствиис этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.

    3)Принцип позитивной реинтерпретации — замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащиечастицу «не». Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений «не может», «не умеет», «неспособен», предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.

    Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека,медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться отвыполнения требований других людей и действовать по-своему.

    Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

    более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,

    расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,

    ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.

    4. Другие ошибки.

    В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологомсобственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д.

    Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельностипсихолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотряна кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным дляпрофессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методовпсихологического консультирования и тестирования

    Верны ли определения утверждения?

    А) В недирективной модели психологической помощи основной акцент делается на активное вмешательство консультанта в ситуацию

    В) Перспективная цель консультирования (в общем виде) – это достижение нового качества личности человека, обратившегося за помощью

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Исповедь клиента – это адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно

    В) Консультативная психология – это отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Конгруэнтная коммуникация – это коммуникация, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению

    В) Жалоба клиента — это подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе рассказа психологом-консультантом

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да

    Верны ли определения?

    А) Консультативная гипотеза – это вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом

    В) Консультативный анамнез – это совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Консультативная задача – это предполагаемый промежуточный результат решения основной проблемы взаимодействия, который заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления

    В) Психологический диагноз – это предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Короткие вопросы – это вопросы, в которых тема или проблема выражена открыто, непосредственно

    В) Прямые вопросы – это вопросы, когда выделяют ключевое слово из предыдущей фразы и повторяют его с вопросительной интонацией или сопровождая вопросительным словом

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Лично направленные вопросы – это вопросы, требующие неопределенного ответа

    В) Практическая психология – это отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п.

    Подберите правильный ответ

    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- нет
    • А- нет, В- да

    Верны ли определения?

    А) Локус жалобы – это направленность жалобы, то, на что она ориентирована

    В) Безличные вопросы – это вопросы, обращенные прямо к лицу, с которым разговаривают

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- нет
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А-да, В-да

    Верны ли определения?

    А) Открытые вопросы – это вопросы, отвечая на которые собеседник может одним словом подтвердить или отрицать сказанное

    В) Закрытые вопросы – это вопросы, на которые собеседник не может ответить коротко “да” или “нет”

    Подберите правильный ответ

    • А-да, В-да
    • А- нет, В- нет
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да

    Верны ли определения?

    А) Психологическая консультация – это психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования

    В) Разрешение проблемы со стороны клиента – это работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь

    Подберите правильный ответ

    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Психологические ключи – это индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента

    В) Резюмирование (обобщение) – это прием активного слушания, который заключается в подытоживании сказанного собеседником

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да

    Верны ли определения?

    А) Психологический прогноз – это мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи

    В) Психологический запрос – это оценка вероятных последствий развития психологической ситуации

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- нет, В- да
    • А- да, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Рефлексивное общение – это общение, ориентированное на понимание и принятие собеседника, уважение к его личности, безоценочное реагирование на его мысли, чувства, высказывания и эмоциональные состояния

    В) Скрытое содержание жалобы – это неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами

    Подберите правильный ответ

    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет

    Верны ли определения?

    А) Синдром эмоционального выгорания – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки

    В) Консультативная беседа – это метод психологического консультирования, который используется в процессе диалогического общения, когда один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении

    Подберите правильный ответ

    • А-да, В-да
    • А- нет, В- нет
    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да

    Верны ли определения?

    А) Специальное психологическое образование – это образование, которое специалист получает после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения — университета или института

    В) Самодиагноз — собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А- да, В- нет
    • А-да, В-да

    Верны ли определения?

    А) Техника альтернативных формулировок – это специфическая подсказка вариантов переживаний, которые могли бы возникнуть в обсуждаемой ситуации, с тем, чтобы стимулировать деятельность собеседника

    В) Общее высшее психологическое образование – это образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А-да, В-да
    • А- нет, В- нет
    • А- да, В- нет

    Верны ли утверждения?

    А) С точки зрения пространственной организации консультативного процесса , выделяют два вида консультирования: контактное и дистантное

    В) Обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта — систематическое повышение профессиональной квалификации

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- да, В- нет

    Верны ли утверждения?

    А) Запрос — конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации

    В) Консультант должен быть «объективным», ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему

    Подберите правильный ответ

    • А- да, В- нет
    • А- нет, В- да
    • А- нет, В- нет
    • А-да, В-да

    Верны ли утверждения?

    А) Первая стадия психологического консультирования – установление контакта с клиентом

    В) Рефлексивное слушание является видом слушания с объективной обратной связью для говорящего в виде заинтересованных вопросов-уточнений и интерпретаций, служащих критерием точности восприятия услышанного

    Подберите правильный ответ

    • А- нет, В- да
    • А- да, В- нет
    • А-да, В-да
    • А- нет, В- нет

    Верны ли утверждения?

    А) Разрешение проблемы со стороны клиента – это такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь

    В) Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь свои друзьям и ближайшим родственникам

    Ответы по Психологическому консультированию еще 423 популярных предмета

    1. Внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте, называется

    загружаем объяснение правильного ответа.

    2. В психолого-педагогическом консультировании очень важно

    загружаем объяснение правильного ответа.

    3. Адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме называется

    загружаем объяснение правильного ответа.

    4. В заключение психологической консультации очень важно

    загружаем объяснение правильного ответа.

    5. Проблема отсутствия интереса человека к людям — это, в основном, проблема

    загружаем объяснение правильного ответа.

    6. Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех — пятилетнего возраста

    загружаем объяснение правильного ответа.

    7. Психологом-консультантом может стать

    загружаем объяснение правильного ответа.

    8. Если клиент жалуется психологу-консультанту на постоянную напряженность, возникающую у него в работе или в общении с людьми, то в основе этого могут также лежать такие вероятные причины, как

    загружаем объяснение правильного ответа.

    9. Отметьте функции которые выполняют актуальные способности

    загружаем объяснение правильного ответа.

    10. Как называется процедура, когда консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать?

    загружаем объяснение правильного ответа.

    Лента сообщений

    Университет в кармане

    университет, который всегда с тобой

    hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться

    hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

    hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:

    vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия

    vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:

    Аннотация к книге «Практикум по консультативной психологии»

    Учебное пособие содержит тексты-тезисы, освещающие основные организационные и теоретические положения консультативной психологии, мини-глоссарий для запоминания базовых структурно-дидактических единиц тем, а также вопросы и задания, касающиеся разнообразных моментов теории и практики консультативного процесса: формализованные задачи (тесты, позволяющие закрепить теоретические знания в учебных действиях контроля и самоконтроля), упражнения и неформализованные практические задания (задачи с открытым ответом, моделирующие разные ситуации консультативного процесса и ориентированные на приобретение соответствующих компетенций), которые могут использоваться непосредственно на практических занятиях при обучении консультативной психологии при освоении навыков, актуализируемых на разных этапах консультативной работы, или в самостоятельной работе студентов.
    Пособие ориентировано на студентов направления и специальностей «Психология», преподавателей консультативной психологии, а также на.

    Учебное пособие содержит тексты-тезисы, освещающие основные организационные и теоретические положения консультативной психологии, мини-глоссарий для запоминания базовых структурно-дидактических единиц тем, а также вопросы и задания, касающиеся разнообразных моментов теории и практики консультативного процесса: формализованные задачи (тесты, позволяющие закрепить теоретические знания в учебных действиях контроля и самоконтроля), упражнения и неформализованные практические задания (задачи с открытым ответом, моделирующие разные ситуации консультативного процесса и ориентированные на приобретение соответствующих компетенций), которые могут использоваться непосредственно на практических занятиях при обучении консультативной психологии при освоении навыков, актуализируемых на разных этапах консультативной работы, или в самостоятельной работе студентов.
    Пособие ориентировано на студентов направления и специальностей «Психология», преподавателей консультативной психологии, а также на аспирантов и практических психологов, повышающих квалификацию в сфере консультативной психологии.

    Время от времени в процессе проведения психологического консультирования возникает срочная необходимость психологического тестирования клиента. Когда, при каких обстоятельствах появляется необходимость в этом?

    1. Во-первых, тогда, когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и с учетом его индивидуальности предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы. В этом случае необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, с тем, чтобы узнать о тех его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.

    Нередко на основе одной и особенно первой встречи с клиентом трудно бывает судить о нем как о личности, тем более что в психологической консультации в незнакомой обстановке человек ведет себя весьма сдержанно и играет обычно не вполне свойственную ему жизненную роль, не отображающую полностью его индивидуальность.

    2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека.

    К числу подобных личностных свойств относятся, например, такие, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п. Необходимость в этом чаще всего появляется тогда, когда у психолога-консультанта возникает подозрение, что клиент обладает неосознаваемыми или скрываемыми психологическими особенностями, знание которых необходимо для успешности психологического консультирования и решения проблемы клиента.

    3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта.

    Необходимость в этом может возникнуть, в частности, по следующим причинам. Может, например, случиться так, что нужно будет убедить клиента и доказать ему, что выполнение полученных им рекомендаций действительно полезно для него, хотя сам он этого достаточно хорошо не осознает. Дело в том, что изменения личностного и межличностного характера в психологии человека часто происходят постепенно и относительно незаметно для самого человека, которого они касаются, и только специальное тестирование позволяет выявить и оценить эти изменения. Кроме того, данные изменения вообще могут быть по своей природе неосознаваемыми. Такое бывает тогда, когда они касаются психологии бессознательного.

    Консультирование и практическая реализация клиентом полученных им рекомендаций могут иметь достаточно длительный характер, как, например, в тех часто встречающихся случаях, когда психологическое консультирование продолжается месяцами и даже годами, а выполнение полученных в ходе его рекомендаций растягивается на не меньшие сроки.

    4. В-четвертых, тогда, когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно.

    В этом случае само по себе консультирование превращается в своеобразный научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки его результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором сам психолог-консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.

    5. В-пятых, тогда, когда сама по себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического консультирования, имеет известное психотерапевтическое значение, оказывая благотворное влияние на клиента.

    Это обычно происходит тогда, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, например открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.

    Описанные случаи в процессе проведения психологического консультирования могут возникать как в отдельности, так и совместно, в любом их сочетании. Хотя бы один из этих случаев всегда имеет место в практике психологического консультирования, и поэтому применение тестирования скорее следует рассматривать как правило, чем как исключение из правил.

    Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании

    Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

    1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента.

    Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соответствии с которой информативность и практическая полезность психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

    2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

    3. Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

    4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими в этом плане являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и практически использованы спустя 5–10 мин после окончания тестирования.

    В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.

    5. По причинам, указанным выше, в психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

    6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и интерпретации получаемых результатов.

    7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.

    8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны включать в себя и автоматическую процедуру обработки результатов тестирования).

    9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

    10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось его психологическое тестирование, каковы его результаты и какие выводы на их основе сделаны.

    Упражнения

    1. Возьмите любой вопросник, содержащий в себе не менее чем 100 вопросов. Установите, каким требованиям, связанным с практикой психологического консультирования, он соответствует и не соответствует.

    2. Оцените уровень собственного интеллектуального развития при помощи тестов, рекомендуемых для этой цели.

    Практические задания

    1. Определите, какое психотерапевтическое воздействие на клиента оказывают проективные методы психодиагностики (для этого необходимо будет взять какой-либо проективный психологический тест и провести с его помощью психологическое обследование человека, который может стать потенциальным клиентом).

    2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

    3. Какими тестами, предназначенными для диагностики уровня психологического развития ребенка, вы воспользуетесь на практике, если проблема, с которой клиент – родитель ребенка – обратился к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных классах школы?

    Ключевые слова

    Долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании.

    Бессознательные влечения. Неосознаваемые черты характера. Тест психологический. Информативность психологического теста. Практическая полезность теста.

    Рубрики: Стоматология