• Как писать курсовую работу по психологии пример

    При получении высшего профессионального образования в области психологии, стандартами каждого ВУЗа предусмотрено написание и защита курсовых работ. Они показывают уровень освоения дисциплины студентом и являются хорошей практикой для систематизации полученных знаний. Важно понять, что выбор темы по психологии и дальнейшая организация исследования — серьезный этап в профессиональном становлении. В процессе написания работы можно не только проявить свои способности в избранной научной области, но и успешно их использовать в практике.

    Курсовая по психологии: выбор темы

    Обучение на факультете психологии предполагает написание и защиту курсовых работ по разным специальным областям. Следует разобраться с этапами исследования и требованиями к этому виду работ. Если научиться правильно организовывать свою исследовательскую деятельность, можно очень легко выйти на заключительный этап обучения и без труда защитить выпускную квалификационную работу. Причем, при заблаговременном выборе специализации и темы выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), можно выполнять разные исследовательские проекты, но в одном векторе. В этом случае, они станут этапами разработки диплома и повлияют на глубину изучения материала и качество исследования.

    Не помешает для успешного начала определиться с научным руководителем, который будет курировать ваше исследование. Он поможет на предварительном этапе проанализировать темы курсовых работ по психологии и сформулировать проблему, которую предстоит исследовать. Поскольку сам студент не всегда в достаточной мере владеет информацией по области научной деятельности.

    Выбор темы определяется интересом автора к предмету. Тема должна быть актуальна, то есть востребована обществом с практической точки зрения. Чтобы определить степень изученности темы, следует ознакомиться со специализированными источниками информации, справочниками и монографиями последних лет. Например журнал «Вопросы психологии» или «Психологические исследования», альманахи ВУЗов, помогут очертить перспективность интересующей автора, области психологического знания.

    Как только определена тема работы, можно перейти к следующему этапу: разработке плана работы.

    План работы

    На этом этапе создается рабочий вариант исследования темы по психологии, который в процессе ее изучения будет несколько раз меняться. План помогает построить последовательность работы и дать общее представление о ее содержании. Ознакомление с теоретическими источниками позволит составить понимание проблемы и способов ее решения. Лучше детально продумать содержание экспериментальной части и ориентироваться на теоретические источники, ограничиваясь спецификой практического материала. Это поможет избежать опасности «утонуть в информации». Курсовая по психологии должна иметь следующие разделы:

    Все части вместе формируют логику темы и должны последовательно раскрывать задачи для достижения цели исследования.

    Обоснование актуальности и цели исследования

    Введение — та часть работы, которая раскрывает проблему психологии, подлежащую исследованию.

    Актуальность и Цель. Определяется в процессе краткого обзора изученного материала, обосновывает формулировку проблемы и актуальность её для целей научного исследования.

    Исходя из актуальности, формулируется цель исследования. Она, собственно, и является темой курсовой работы. Если, к примеру, изучению подлежит социальная психология личности, а тема работы «Самооценка личности», то цель исследования — выявление социальных факторов, которые влияют на этот процесс.

    Задачи. Чтобы раскрыть цель, курсовая по социальной психологии должна содержать конкретные задачи исследования. Список теоретических, практических и аналитических задач определяет характер глав работы, которые отвечают на поставленные во введении вопросы. Обычно количество глав соответствует количеству задач исследования и определяет его объем. Если изучается социальная психология личности, правомерна постановка следующих задач:

    • Теоретическое изучение влияния социума на человека.
    • Практическое исследование факторов, влияющих на формирование личности.
    • Анализ результатов исследования с рекомендациями по их практическому применению.

    Определение предмета, объекта и гипотезы научной работы

    Здесь важно верно ограничить предмет и объект исследования. Предмет — то, что изучается в работе. Объектом выступает база исследования. Если пишется курсовая работа по социальной психологии, то предметом исследования может быть, к примеру, девиантное поведение подростков, а объектом — учащиеся 5-7 классов средней школы.

    Гипотеза. Это определенный постулат, который выступает в гипотетической форме и требует практического доказательства. Если изучается психология развития ребенка, то гипотезой выступает суждение: конфликты в семье влияют на уровень тревожности ребенка.

    Если предметом исследования является детская практическая психология, то обычно экспериментальное исследование проводится на базе детского дошкольного учреждения. А результаты эксперимента могут стать основой для создания практической методики. В этом случае реальная значимость работы имеет выраженный результат.

    В завершении вводной части обосновывается логика структуры и дается перечень базовых научных точек зрения, на которых строится исследование.

    Теоретическая часть курсовой работы

    Первая глава курсовой работы — это теоретическое исследование проблемы. Она состоит из трех параграфов:

    • Определение категорийного аппарата. В этой части работы определяется понятийный инструментарий исследования. Дается истолкование основных терминов, определений и понятий, которые будут использоваться в работе.
    • Анализ теоретических взглядов на проблему. Задача данной части исследования — показать уровень разработки темы, существующие школы и подходы, а также историю формирования проблемы.
    • Определение позиции автора. В заключении теоретической части обосновывается позиция автора на основании изучения теоретического материала по теме исследования. Желательно опираться на классические материалы по психологии. Если изучается психология воспитания детей, без ссылки на работы Выготского Л.С. не обойтись. Знание классических работ свидетельствует о качественном подходе к изучению темы.

    Практическое исследование: этапы и цель

    Это экспериментальная часть работы. В зависимости от предмета изучения, организуется на определенном объекте, отвечающем задачам исследования. Большое количество экспериментальных исследований организуется на базах общеобразовательных, дошкольных учреждений, в социальных институтах и организациях. Это естественные социальные условия формирования личности. Экспериментальные исследования социальных групп и становятся эмпирической базой для проверки истинности гипотетических суждений.

    Экспериментальная часть курсовой работы подтверждает, либо опровергает гипотезу проекта, демонстрирует умение автора пользоваться понятийным аппаратом. Позволяет на практике применять результаты.

    Экспериментальная часть включает обязательные параграфы, количество которых зависит от задач исследования. В этой главе предусмотрены три этапа организации научной работы:

    • Определение цели и инструментария организации эксперимента.
    • Оформление фактических данных, полученных в результате эксперимента с пояснениями, в графиках, цифрах, диаграммах.
    • Изложение выводов о результатах эксперимента, подтверждающих либо опровергающих гипотезу.

    Экспериментальная часть несет в себе основную смысловую нагрузку исследования, потому служит основой работы. Допустимо и целесообразно начинать написание именно с экспериментальной части. Психология воспитания детей эффективно изучается в условиях детского сада, на этапе первичной социализации ребенка. Исследование, построенное на сопоставлении экспериментальных данных двух групп, в одной из которых проводится эксперимент, а другая служит для сопоставления результатов, легко выявляет уровень достоверности гипотезы.

    Аналитическая глава работы

    В этой части происходит возврат к теории. Но эта теория строится на фактически достоверных данных, полученных в ходе эксперимента. Третья глава вмещает в себе как теоретический материал первой части, так и выводы из экспериментальной части. Здесь важно показать, насколько развиты основополагающие моменты теории. Какое место изучаемая проблема может занять в курсе, который изучает общая психология? Темы курсовых работ содержат проблему, которая требует практического решения. Поэтому в анализе нужно подтвердить значимость исследования для практики применения. Например, на основании полученных в исследовании данных, разработать методику либо практические рекомендации по возможному применению в жизни.

    Заключение и выводы

    Заключение должно отвечать на вопросы, поставленные во введении. На каждую задачу исследования дается емкий и конкретный ответ, который находится в соответствующем разделе работы. Логическая последовательность ответов на задачи ведет к раскрытию темы и выполнению цели исследования. Следует в заключении сказать об уровне актуальности работы и подтверждении либо опровержении гипотезы. Курсовая по общей психологии может содержать не гипотезу, а общее суждение, которое формулирует взгляд автора работы на общепризнанные подходы в контексте новой исторической реальности.

    Заключение представляет собой реферативное изложение основных идей всех глав работы. Уместно использовать в ней цитаты из классических произведений. Тех, теоретические принципы которых были использованы в курсовой работе. Цитаты придают эмоциональность и определенный художественный колорит работе.

    Библиография и приложения

    В списке приводится перечень источников, которые раскрывают темы курсовых работ по психологии.

    Оформление библиографического списка требует строгого соответствия тем требованиям, которые даны в методических разработках ВУЗа, на базе которого состоится защита работы. Библиографический перечень должен содержать в обязательном порядке материалы последних трех лет, специализированные источники, справочные пособия, публикации в профессиональных изданиях, монографии и статьи. Обязательны ссылки на интернет-ресурсы при их использовании. Желательно проверить работу на плагиат, в настоящее время это является одним из требований, предъявляемых к защите курсовой работы.

    В Приложения выносится инструментарий исследования (анкеты, описания технологий), демонстрационный материал (изображения, таблицы, графики), которые не вошли в материал глав. Оформляются они строго по требованиям ВУЗа. Количество приложений должно соответствовать объему работы и служить доказательством результатов его экспериментальной части.

    Небольшие — в тексте работы, объемом более страницы помещаются в Приложение. Льшой процент вероятности, что он расскажет вам о вашей же курсовой К примеру, специалисты по написанию дипломов и курсовых, которые зарабатывают на этом деньги, могут сделать очень качественную работу за один день. Примеры описаний: Книга с автором: Фамилия Название работы. В тексте работы они выделяются жирным шрифтом см Приложение 3 Объект отвечает на вопрос. В каждом ВУЗе разработаны собственные методические указания, которые подробно разъясняют, что и как нужно писать во введении курсовой работы. Как правило, перечень возможных тем курсовых утверждается на кафедре.

    Выполнение курсовых работ по психологии предусмотрено учебным планом подготовки специалистов по педагогическим и психологическим специальностям. Требуется определенный алгоритм действий, а именно: 1 этап выбор темы исследования. Рекомендовано Советом факультета психологии ГрГУ им Купалы. Глава 1 Проблема межличностных отношений в психологической науке. Научный руководитель консультирует студентов, при необходимости рекомендует основную литературу по проблеме, организует защиту, проверяет выполнение работы и выставляет за нее оценку в зачетную книжку. Это определенный постулат, который выступает в гипотетической форме и требует практического доказательства.

    Курсовая работа необходима для углубления общепрофессиональных и специальных знаний, практических умений студента по разрешению научных и практических проблем в области психологии. Данное исследование должно продемонстрировать умение студента работать с научным материалом, делать самостоятельные выводы и аргументированно их обосновывать. Титульный лист оформляется по определенному образцу Приложение 1 и содержит информацию об учебном заведении, в котором выполнена работа, название работы, фамилию студента и научного руководителя, год написания курсовой работы.

    По своему содержанию курсовая работа может рассматриваться и как форма научно-исследовательской работы студентов. Методические рекомендации дополнены разделом, посвященным использованию Интернет-ресурсов, подготовке к презентации и др Со времени выхода методического пособия Как грамотно написать курсовую и дипломную работу по психологии прошло пять лет, и это ровно столько, сколько требуется по министерским канонам для обновления учебно-методической и научной литературы.

    К выбору ее следует подойти со всей ответственностью. Сперва обзор источников, истории исследования проблемы. Можно воспользоваться Введением в психологию Шадрикова, где все прекрасно расписано. Кафедра психодиагностики и прикладной психологии. Грамотный специалист обязательно порекомендует нужную литературу, проникнется к вашей тяге к знаниям, и есть большой процент. Учесть свои интересы и опыт в изучении психологических проблем, темы подготовленных ранее докладов, написанных рефератов, курсовых работ проконсультироваться со специалистами-практиками о том, какие психологические проблемы наиболее актуальны просмотреть периодические издания по психологии, познакомиться с имеющимися по данной проблеме ко Работа должна быть отпечатана на машинке через два межстрочных интервала или на компьютере шрифтом 14 с полуторным межстрочным интервалом.

    В теоретическом исследовании курсовой студент не проводит экспериментальное психологическое исследование, тестирование испытуемых отсутствует. Здесь тоже есть ряд тонкостей, которые сопровождают такой вид исследования, как реферат. Часто курсовая работа включает в себя и теоретическую и практическую часть. Курса педагогического факультета Московского городского педагогического Курсовая работа на тему Развитие самоценности личности в процессе воспита Психология.

    Особенности написания курсовой работы по психологии

    Написание курсовых работ является неотъемлемой частью студенческой жизни. И как бы неохота было писать курсовую работу, во многих высших учебных заведениях перевод студентов на следующий курс без ее сдачи невозможен. Поэтому к написанию работы, которую в определенной степени можно назвать, хоть и небольшим, но все же научным трудом, стоит подойти с максимальной ответственностью и внимательностью. Тем более, что написание курсовых с определенных дисциплин зачастую сопряжено со многими нюансами. Взять, к примеру, курсовую работу по психологии, написание которой заметно отличается от написания работ по другим предметам.

    Особенности психологии как научной дисциплины и трудности при написании курсовой

    Психология сама по себе является наукой сложной и неоднозначной. Взять во внимание хотя бы тот факт, что даже четкого и едино принятого определения самого предмета изучения психологии – человеческой психологии – до сих пор нет.Эта деталь находит свое отображение в ярких и очень разных стилях авторов-психологов, множестве противоречивых методик и повсеместных возможностях для дискуссий и научных споров.

    Более того, сами психологические исследования очень часто являются субъективными. Исследователь вынужден обращаться не только к теории, но и к собственной точке зрение на определенные аспекты человеческой психики.Даже доктора наук сходятся в мысли, что психологическое исследование и самопознание исследователя-психолога имеют тесную взаимосвязь.

    Неудивительно, что уже сама только необходимость написания курсовой работы по психологии зачастую вводит студентов в ступор. Тем не менее, соблюдение определенных правил поможет написать курсовую максимально быстро, а также преодолеть основные трудности, возникающие в процессе исследования. Как показывает практика, если писать курсовую по плану, четко придерживаясь определенной структуры, работа над первым научным трудом пойдет значительно легче.

    Структура написания курсовой работы по психологии

    В наиболее общем виде структура курсовой работы по психологии выглядит следующим образом:

    основная часть (теоретический и практический разделы);

    список использованной литературы;

    В случае с курсовой работой по психологии особо важным становится правильное написание введения, которое считается едва не самой сложной частью всей работы. Основная сложность заключается в грамотном указании 5 принципиально важных параметров:

    объект и предмет исследования;

    актуальность темы исследования;

    основная цель работы;

    задачи, поставленные для достижения цели работы;

    Важно сразу понять разницу между объектом и предметом исследования. Первый представляет собой научную область психологии, в которой будет проводиться конкретное исследование, второй – определенные аспект из этой области, который изучается. Например, объектом психологического исследования может быть человеческая личность, а предметом – конкретная теория личности и т.д.

    Актуальность работы определяется уровнем ее изучения на данный момент и необходимостью дальнейшего изучения с точки зрения развития психологии как науки. Например, работы по старым теориям личности сегодня не являются актуальными – есть смысл в детальных исследованиях самых новых теорий, особенно если они еще недостаточно изучены.

    Цель любой научной работы – изучения предмета исследование. Цель может быть только одна и формулироваться она должна при помощи слов «выявить», «исследовать», «изучить», «разработать» и др. Единственная цель работы конкретизируется через определенные задачи – как правило, их количество не превышает пяти.

    Для выполнения всех поставленных задач и достижения цели исследования используется рабочая гипотеза – основное предположение, верность и дееспособность которого проверяется в ходе исследования.

    Сам ход исследования описывается в основной части курсовой работы, которая обязательно должна включать 2 главы:

    теоретический обзор литературы по данной проблематике;

    Особую важность для курсовой работы по психологии имеет именно исследовательская часть. Психологические исследования чаще всего выполняются при помощи основного метода – научного эксперимента, который предполагает проведение специальных тренингов, опросов и тестов среди испытуемых.

    Результаты проведенного студентом психологического эксперимента описываются в заключении, которое подводит итоги всего исследования. В заключении же окончательно устанавливается, получила ли подтверждение (верификацию) изначальная рабочая гипотеза.

    Приложения зачастую по объему могут даже превосходить основную часть курсовой работы. Ведь специфика психологического исследования предполагает использования специальных таблиц и графиков, а также опросников, которые обязательно помещаются в приложения к курсовой. Кроме того, студент, проводивший опросы, должен предоставить в приложениях анкеты всех испытуемых.

    Конечно же, выполнение хорошего психологического исследования является заданием довольно сложным и трудоемким – зато курсовая работа получит определенную научную ценность и, следовательно, будет заслуживать на высокую оценку при защите.

    Сложно переоценить важность курсовой, в особенности по такой дисциплине, как психология. Данное исследование должно продемонстрировать умение студента работать с научным материалом, делать самостоятельные выводы и аргументированно их обосновывать. Курсовая по психологии обобщает весь материал, пройденный за период обучения, к тому же, данная работа просто интересна для исполнения.

    Благодаря проведенному исследованию, преподаватель имеет возможность объективно оценить полученные студентом знания. Сам же учащийся приобретает практические навыки, которые помогут ему в будущей профессиональной деятельности.

    Выбор темы курсовой работы по психологии

    Темы курсовых работ по психологии студент сможет выбрать из списка, который раздается преподавателем всем учащимся. Желательно остановить свой выбор на той из них, по которой имеется наиболее полная подготовка, которая вызывает интерес и не кажется скучной, тогда написание исследования не превратится в обременительный груз, а станет интересным и увлекательным занятием.

    После того, как тема выбрана и утверждена, следует проконсультироваться у преподавателя по всем вопросам, которые неизбежно возникнут у каждого студента. Необходимо уточнить у него, на каких именно моментах стоит заострить внимание, какие пункты исследования нужно особо выделить, и так далее. А еще преподаватель поможет подобрать необходимый для подготовки курсового проекта материал.

    Грамотный выбор темы — это залог того, что курсовая будет написана на должном уровне и студенту не придется краснеть на ее защите. К выбору ее следует подойти со всей ответственностью.

    Курсовая по психологии и этапы ее написания

    После консультации с преподавателем необходимо приниматься за изучение материалов, подобранных по теме курсовой. Придется провести сравнительный анализ и обзор различной психологической литературы, касающейся выбранной темы, а также изучить работы авторитетных психологов, чтобы сопоставить их методы исследования и точки зрения по проблеме. Как только все материалы будут изучены, можно приступать к написанию плана работы.

    Некоторые студенты испытывают сложности при изучении трудов по психологии, представленных в оригинале, в таком случае можно воспользоваться учебниками, в которых эти труды изложены в более доступной форме и детально проанализированы. После изучения материала необходимо отразить на бумаге некий результат такого труда в виде общего обзора темы и более узкого исследования важных ее вопросов. Каждую главу курсовой следует заканчивать подведением итогов.

    Практическая часть курсовой по экспериментальной психологии

    Практическая часть курсового проекта должна состоять из трех разделов:

    • Методики.
    • Организации исследования.
    • Анализа результатов.

    Методика психологического исследования берется студентом из учебников, ее следует протестировать на группе испытуемых, используя для этого доступный наглядный материал — схемы, рисунки, опросники, карточки. Все это обязательно прилагается к проекту в раздел «Приложения».

    Организация исследования подразумевает взаимодействие студента с группой испытуемых. В курсовой работе необходимо описать все используемые приемы, составляя для наглядности схемы, диаграммы и таблицы. Раздел «анализ» необходим для того, чтобы собрать в нем все полученные в ходе тестирования выводы и результаты. Готовые примеры курсовых работ по психологии помогут более ясно представить ход выполнения проекта и способ его оформления.

    Оформление и структура курсовой

    Преподаватель, проверяющий курсовые, в первую очередь обращает внимание на их оформление. Иногда оно оценивается еще более строго, чем сам текст исследования. Курсовой проект по психологии, грамотно оформленный в строгом соответствии с действующими методическими рекомендациями ВУЗа и ГОСТом — это уже значительная часть хорошей оценки. Чтобы ознакомиться с правилами оформления, можно обратиться на кафедру.

    Структура проекта должна быть примерно следующей:

    Важный совет — не стоит дожидаться крайнего срока сдачи работы, лучше всего отдать ее на проверку задолго до официально установленной даты. Это даст возможность преподавателю спокойно изучить проект, внести в него исправления и дать рекомендации студенту по устранению неточностей. Таким образом, на защиту будет представлен отлично отредактированный материал, претендующий на высокую оценку. Если при этом хорошо подготовиться к выступлению и грамотно отвечать на все дополнительные вопросы, то максимальный балл практически гарантирован.

    Пример плана курсовой работы по бухгалтерскому учету:

    Тема: «Нематериальные активы»

    1. Нематериальные активы: понятие, бухгалтерский учет

    1.1. Свойства и виды нематериальных активов

    1.2. Основные принципы аудита нематериальных активов

    1.3. Правовое регулирование аудита нематериальных активов

    1. Организация учета нематериальных активов на предприятии «…»

    2.1. Экономическая характеристика предприятия «…»

    2.2. Учет поступления нематериальных активов

    2.3. Учет выбытия нематериальных активов

    2.4. Написание отчетности по нематериальным активам

    Пример плана курсовой работы по психологии:

    Тема: «Психологические особенности подготовки детей к школе»

    Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей психологической подготовки детей к школе

    1.1. Формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

    1.1.1. Обучение дошкольников грамоте

    1.1.2. Подготовка к обучению детей математике

    1.1.3. Игра как средство формирования общеучебных навыков

    1.2. Воспитание самостоятельности дошкольников

    1.3. Воспитание нравственности детей как средство подготовки к школьному обучению

    Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе

    2.1. Методика проведения экспериментального исследования

    2.2. Отбор и анализ результатов

    Пример плана курсовой работы по экономике:

    Тема: «Перспективы развития газовой промышленности в России»

    Глава 1. Особенности развития газовой промышленности в России

    1.1. Значение газовой промышленности в народном хозяйстве России

    1.2. Размещение газовой промышленности в России

    1.3. Транспортировка газа

    1.4. Место России в мировой газовой промышленности

    Глава 2. Проблемы и перспективы развития газовой промышленности в России

    2.1. Основные проблемы газовой промышленности в РФ

    2.2. Перспективы развития газовой промышленности в РФ

    В помощь студенту

    Перед выполнением курсовой работы, необходимо написать план работы.
    В это статье, ты узнаешь, как написать план к курсовой работе, а также приведем конкретный пример плана курсовой. Начнем по порядку:

    План – это структурная разработка курсовой работы. При этом все вопросы в плане должны быть логически связаны, и в целом давать ответ на решение поставленной проблемы.
    Слово «план» используется только на предварительном этапе работы над курсовой работой. При оформлении курсовой работы на странице, следующей за титульной, вверху по центру страницы пишется прописными буквами – «СОДЕРЖАНИЕ». Под ним пишется то, что собственно и составляет план работы.
    Структура курсовой работы должна состоять из следующих разделов:
    — введение;
    — основная часть (2-3 главы);
    — заключение;
    — список использованной литературы;
    — таблицы и другие приложения (при необходимости).

    Перед написанием плана курсовой работу студент должен определиться: иметься ли практика в курсовой работе.
    Если в теме курсовой написано: «на примере предприятия, разработать, рассчитать, исследовать», то соответственно курсовая работа с практикой.
    Например, тема: «Государственное управление в РФ как система» — подразумевает только теорию.
    Чтобы правильно написать план курсовой необходимо найти литературу по данной теме. Произвести анализ. Далее, определяемся со структурой курсовой работы – две или три главы, какое количество подпунктов. У Вас возникли трудности с написанием плана? Тогда обратитесь за помощью к нам, заказав, курсовую работу на заказ вы получаете план совершенно бесплатно.

    Пример плана курсовой работы по теме: Основы федеративного устройства РФ:
    Введение
    1. ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    1.1. Основные этапы развития российского федерализма
    1.2. Понятие и особенности федеративного устройства Российской Федерации
    2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
    2.1. Современные проблемы российского федерализма
    2.2. Совершенствование российского федерализма на современном этапе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Список источников и литературы

    План курсовой по менеджменту (пример):
    Введение
    1. Специфика корпоративного менеджмента в медицине
    1.1. Понятие корпорации
    1.2. Врачебные объединения в контексте истории и политики
    1.3. Объединения медицинского бизнеса: задачи, функции, практическая деятельность
    2. Корпоративнрые объединения в медицине России: сущность, особенности
    2.1. Общероссийская общественная организация «Объединение медицинских работников»
    2.2.Ассоциации клиник Санкт-Петербурга
    2.3. Деятельность Общероссийской Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей)
    3. Перспективы развития корпоративных объединений в медицинском бизнесе
    Заключение
    Список литературы

    План курсовой по бухгалтерскому учету (пример)
    Введение
    1. Финансовые вложения: понятие, бухгалтерский учет
    1.1. Сущность финансовых вложений
    1.2.Особенности оценки финансовых вложений
    1.3. Бухгалтерский учет займов как одного из видов финансовых вложений
    2. Особенности учета финансовых вложений
    2.1. Способы оценки инвестиций
    2.2. Документальное оформление финансовых вложений
    2. 3. Учет доходов от операций с ценными бумагами для целей бухгалтерского и налогового учета
    Заключение
    Список литературы

    План курсовой работы по психологии (пример):
    Введение
    Глава 1. Теоретические подходы к изучению идентичности мужчин и женщин среднего возраста
    1.1. Формирование индивидуальной идентичности
    1.2. Понятие гендерной идентичности
    1.3. Типология гендерной идентичности
    Глава 2. Исследование эго-идентичности мужчин и женщин среднего возраста
    2.1. Организация и методы исследования
    2.2. Результаты исследования
    Заключение
    Список литературы

    План курсовой работы по экономике (пример структуры по теме: Достоинства и недостатки рыночной экономики)
    Введение
    Глава 1. Рыночная экономика: характеристика, механизм действия
    1. Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия 4
    2. Основные черты рыночной экономики
    3. Положительные и отрицательные черты существования рыночной экономики
    2. Рыночная экономика в России: характеристика, перспективы
    1. Формирование рыночной экономики в России
    2. Современное состояние рыночной экономики в России
    3. Перспективы рыночной экономики в России
    Заключение
    Список литературы

    План курсовой работы с практикой по рекламе (Тема: Продвижение компании средствами PR и Рекламы):

    Введение
    Глава 1. Функции служб и специалистов по связям с общественностью
    1.1. PR и рекламные средства продвижения организации
    1.2. Службы по связям с общественностью
    Глава 2. Анализ деятельности PR- отдела ресторана «Рандеву»
    2.1. Организация деятельности по продвижению услуг ресторана
    2.2. Проект рекламной PR компании посвященной 10-летию деятельности ресторана «Рандеву»
    Заключение
    Список литературы
    Приложение

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

    Учебно-методическое пособие

    Печатается по решению редакционно-издательского совета
    Мурманского государственного педагогического университета

    Рецензенты: С.В. Кускова, канд. пед. наук, доцент (НОУ «Мурманский гуманитарный институт»);

    ^ О.Н. Недосека , канд. психол. наук, доцент (Мурманский
    государственный педагогический университет)

    Контрольные, реферативные, курсовые и дипломные работы по психологии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Авт.-сост. А.А. Сергеева, И.А. Синкевич, Н.В. Юшина. –
    Мурманск: МГПУ, 2006. – 95 с.

    Учебно-методическое пособие представляет собой руководство к подготовке рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ по психологии в педагогическом вузе. В содержательном плане сборник отражает методологические составляющие и основные требования к проведению и оформлению психологических, психолого-педагогических исследований. В пособии предлагаются методические рекомендации по написанию самостоятельных исследовательских работ, примерная тематика, списки литературы, критерии оценивания.

    Представленные материалы могут заинтересовать студентов высших учебных заведений психолого-педагогического профиля, руководителей студенческих исследований.

    ISBN © Мурманский государственный

    педагогический университет (МГПУ), 2006

    Самостоятельные письменные работы вызывают у студентов значительные затруднения, связанные с методикой их подготовки, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к контрольным, реферативным, курсовым и дипломным работам по психологии в педагогическом учебном заведении. Оно призвано помочь учащимся не только понять основные правила подготовки, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке письменных работ. Учебно-методическое пособие написано на основе базовых методических и теоретических положений, принятых в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, само пособие имеет ярко выраженную практическую направленность.

    В первом разделе характеризуются основные виды самостоятельных письменных работ, которые предлагаются студентам для более глубокого изучения отдельных разделов общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. К этим видам работы относятся аннотация, реферат, контрольная работа. В первую очередь они несут контролирующую функцию, а также они необходимы для первоначального знакомства с некоторыми исследовательскими процедурами: работа с литературой, цитирование, оформление текста и пр.

    Второй раздел посвящен общей характеристике научно-исследовательской работы студентов: курсовая и выпускная квалификационная (дипломная) работы, которые являются важнейшими составляющими учебной деятельности и научного творчества студентов. Отличительной особенностью этих работ является наличие эмпирического исследования, выполненного студентом под руководством научного руководителя. В этой части пособия предлагаются к рассмотрению ведущие методологические ориентиры психологического исследования.

    В третьем разделе представлены основные требования к подготовке, оформлению и защите исследовательских работ. Детальное рассмотрение процедуры предварительной и основной защиты выпускных квалификационных работ поможет студентам чувствовать себя уверенно на итоговой государственной аттестации.

    В заключении предложен список рекомендуемой литературы, знакомство с которой дополнит представление студентов о письменных работах по психологии.

    Представленное в приложении значительное количество тем рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, позволит студенту выбрать направление исследования в соответствии со своими интересами. Эти темы носят рекомендательный характер и могут варьироваться как студентом, так и его научным руководителем.

    Наличие образцов: заявление на написание дипломной работы, оформление титульного листа, отзыв научного руководителя и рецензия на дипломную работу – окажет помощь, как студенту, так и его научному руководителю по оформлению необходимых документов.

    В целом, опубликованные материалы могут заинтересовать педагогов и психологов, ведущих научное руководство дипломными исследованиями и студенческую аудиторию с целью развития их общего представления о работах по психологии в педагогическом вузе.

    ^ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

    СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

    Учебные программы педагогических вузов ориентированы на различные формы организации деятельности студентов с целью проверки их практического освоения и усвоения тех теоретических знаний, которые они получили в процессе лекционных занятий. Среди организационных форм фигурируют и студенческие самостоятельные письменные работы, так или иначе подтверждающие уровень теоретико-практического овладения знаниями и умениями в области определенной специализации. Указанные работы носят созидательный характер и способны высветить достоинства и недостатки мыследеятельности студентов в процессе освоения своей будущей профессиональной специальности.

    В перечне научных направлений, требующих такого вида форм работы студентов, имеет место и психологическая отрасль. Все письменные работы по психологии условно можно разделить на следующие виды:

    • аннотация;
    • реферат;
    • контрольная работа;
    • курсовая работа;
    • выпускное дипломное исследование.

    Эти формы самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:

    1. совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;
    2. обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;
    3. формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;
    4. приобретение умений и навыков практической психологической работы.

    Задачи и требования к выполнению тех или иных видов письменных работ определяются кафедрой психологии и различаются в зависимости от специальности обучения, а также значимости аспектов учебной или научной деятельности для общего и профессионального образования.

    Тематика контрольных, реферативных, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедры психологии и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки определяются по согласованию научного руководителя и студента. В процессе работы тема может уточняться и изменяться.

    Все виды письменных работ могут иметь преемственность и последовательное научное и практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя. В то же время отдельные работы могут быть независимы друг от друга и выполняться под научным руководством разных специалистов: преподавателей учебных дисциплин, консультантов, научных руководителей.

    При написании контрольных, реферативных и курсовых работ студент руководствуется рекомендациями, которые ему предоставляет преподаватель – научный руководитель исследовательской работы.

    Аннотация – краткое изложение книги, публикации из серии периодических изданий по психологии. К основным способам работы с текстом относятся конспектирование, составление плана, выписки, тезисы. Форма аннотации может быть разной: от свободного изложения главных идей, концепций, взглядов автора (авторов) до структурированного описания основных разделов аннотируемого источника (табл. 1).

    Задача студента – показать, что вы овладели основными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста. В приложении 1 представлен список литературы для составления аннотации.

    ^ Реферат по психологии – форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский
    аспект в реферативной работе также обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом при условии, обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя, руководить ее выполнением. При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и публикаций периодических изданий). Работа студента над рефератом, как полагает В.Н.Карандышев [31], должна получать чаще всего дифференцированную оценку преподавателя.

    Оформление реферата предусматривает наличие титульного листа, оглавления, текста, списка использованной литературы. В тексте должны четко просматриваться компоненты: введение, основная часть, заключение. При необходимости реферат можно дополнить иллюстрациями, таблицами, графиками.

    Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе. Оценивая студенческий реферат, преподаватель, в первую очередь, по мнению Ю.Г.Волкова [16], обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

    ^ Контрольная работа по психологии может быть предложена студентам очной, заочной и вечерней форм обучения на протяжении всего учебного процесса. Это наиболее традиционная форма контроля за усвоением студентами учебного материала, принятая в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Контрольные работы могут выполняться как во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя, так и задаваться на дом к определенному сроку. Контрольная работа – это краткое изложение содержания прочитанной литературы по той или иной теме, представление итогов изучения научной проблемы на основе обзора небольшого количества источников. Контрольная работа несет определенную совокупность информации, но в ней может содержаться анализ и критика соответствующих научных теорий, концепций, взглядов.

    Это может быть компилятивный обзор нескольких изданий по проблеме, обозначенной в теме. 1 Чаще всего предлагаются тематические контрольные работы, направленные на раскрытие определенного раздела того или иного курса психологии. Здесь студенту необходимо продемонстрировать в результате подготовки контрольной работы свое видение рассматриваемого вопроса. Исследовательская составляющая в контрольной работы обычно отсутствует. Задача студента – продемонстрировать, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Оцениваться контрольная работа может двумя основными способами: дифференцированной оценкой или аттестационным обозначением.

    Контрольная работа, как правило, посвящена одной проблеме, которая требует тщательного рассмотрения. В структурном отношении требования и к реферату, и к контрольной работе идентичные. Этот вид работы предполагают наличие следующих составляющих: титульный лист (где указываются тема работы, ФИО студента, курс и группа, ФИО преподавателя, ведущего курс по рассматриваемой теме); план, отражающий основное содержание работы; введение, в котором подчеркивается актуальность рассматриваемой проблемы, ее обоснование; одна или две теоретические главы; заключение в виде подведения общих итогов; библиографического списка.

    Контрольная и реферативная работы носят теоретический характер, поэтому их содержание предполагает как краткий исторический обзор подходов к рассмотрению проблемы, так и анализ современных тенденций. Необходимо представить основные понятия и термины, которые отражают суть предлагаемой темы. Например, при рассмотрении определенного вида познавательного процесса (к примеру, произвольного внимания, логической памяти или наглядно-действенного мышления), необходимо охарактеризовать этот психический процесс в целом (внимание, память, мышление) и только после этого обращаться к его видам и конкретно к предлагаемому к рассмотрению виду.

    Объем работы может варьироваться от 7 до 15 страниц в зависимости от требований преподавателя, ведущего руководство над этими видами деятельности студентов. Введение и заключение к работе не должно превышать 2 страниц соответственно. Библиографический список предполагает рассмотрение 5–7 источников.

    Познакомиться с примерной тематикой рефератов и контрольных работ по общей, возрастной, социальной и педагогической психологии можно в приложении 2.

    ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

    РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) направлена на подготовку и защиту курсовых и дипломных проектов, которые закрепляют и на практике подтверждают полученные теоретические знания по основным дисциплинам учебного плана. Материалы исследовательских работ, которые высоко оценены преподавателем, ведущим научное руководство, а также государственной аттестационной комиссией (при защите выпускной квалификационной работы) могут быть представлены на научно-практических конференциях студентов.

    Курсовая работа по психологии – это самостоятельная учебная работа студента, выполняемая с целью развития умений и навыков научно-исследовательской работы. В процессе работы студент глубже знакомится с методологической базой психологии, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умения работы с научной литературой, а также учится ясно и убедительно излагать свои мысли.

    Курсовая работа (проект) рассматривается как вид учебной работы по определенной дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. В течение учебного года пишется, как правило, всего одна курсовая работа. Как считает Ю.Г.Волков [16], студент первого курса еще не готов к этому виду деятельности, и поэтому курсовые работы входят в учебный план, начиная со второго курса.

    Курсовая работа способствует углублению теоретических и практических знаний в области психологии, развитию исследовательских умений и навыков. Курсовая работа по психологии – это творческое исследование, обычно посвященное актуальным вопросам общей психологии и психологии личности. При ее написании важно опираться на знания, полученные при изучении теоретических курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овладению психологическими знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научно-психологическим исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы. Курсовая работа должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме.

    Название курсовой работы связано с тем, что это самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определенному учебному курсу или по определенным его разделам. Курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения к комплексному решению конкретной профессиональной задачи. Тематика курсовых работ может отвечать задачам учебной дисциплины и быть тесно связана с практическими вопросами конкретной специальности. Она утверждается на заседании кафедры психологии, выполнение курсовых работ определяется планом.

    Курсовая работа помогает студенту систематизировать полученные теоретические знания по изучаемой дисциплине, а преподавателю проверить качество этих знаний. Для студентов непсихологических специальностей может быть предложена отдельная курсовая работа, призванная
    углубить психологическую компетентность в определенной сфере профессионального образования. Познакомиться с примерной тематикой курсовых работ по общей и возрастной психологии можно в приложении 3.

    Студентами, специализирующимися в области психологии, курсовые работы выполняются на протяжении нескольких лет обучения и должны обеспечить формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. В соответствии с учебным планом, студенты, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология», выполняют следующие курсовые работы

    II курс – по возрастной педагогике;

    III курс – по педагогике;

    IV курс – по педагогической психологии.

    При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы. Тем не менее, может сохраняться преемственность в выбранной теме, чтобы обеспечить углубление и расширение учебной и научно-исследовательской работы студента в процессе всего периода обучения.

    Для студентов, будущих специалистов в области психологии, могут быть предложены курсовые работы, задачей которых является освоение умений в области практической психологии. Курсовая работа такого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ психотерапии, психокоррекции, развивающих действий, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, методов и методик практической работы, ее хода и результатов. Такая курсовая работа содержит реферативную часть, в которой дан анализ литературы. В.Н. Карандышев [31] полагает, что в курсовой работе целесообразным представляется сочетание реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента.

    При выполнении курсовой работы по психологии студентами должны решаться актуальные проблемы, направленные на поиск общих психологических закономерностей, на решение прикладной задачи.

    При подготовке курсовой работы студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но прежде всего научиться находить актуальные проблемы изучаемой темы, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность. Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности, где в письменном виде должны быть представлены обоснование цели, гипотезы и метода, используемого в работе, описание хода работы и ее результатов.

    При оценке курсовых работ по психологии, как правило, учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, новизна выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общей и специальной).

    Таким образом, курсовая работа как самостоятельное учебно-научное исследование может выявить уровень общенаучной и специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания для решения конкретных проблем, склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по теме исследования.

    ^ Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР)

    Дипломная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач специальности.

    На основании «Положения о подготовке и защите выпускных квалификационных работ в Мурманском государственном педагогическом университете» ВКР выполняется всеми выпускниками МГПУ в форме дипломных работ и должна полностью соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта к выпускнику конкретной специальности высшего профессионального образования.

    Дипломная работа специалиста выполняется в течение последнего года обучения. Целесообразным представляется выполнение дипломного проекта в течение IV и V курсов обучения, таким образом, чтобы курсовая работа на четвертом курсе создала достаточный научный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студента, которые уже на II–IV курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке.

    В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Основная отличительная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) – ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.

    План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или практическую психологическую деятельность на выборке, обеспечивающей достаточную обоснованность результатов, и использование методик, подтверждающих доказательность выводов.

    Для подготовки дипломной работы каждому студенту назначается руководитель, имеющий ученую степень (звание), высококвалифицированный специалист системы образования или научно-исследовательских институтов и других организаций. За одним руководителем может быть закреплено не более 5-и (10-и с учетом руководства дипломными работами выпускников заочного отделения) квалификационных работ.

    В процессе подготовки дипломной работы студенту необходимо посещать консультации своего научного руководителя, который своевременно внесет коррективы. По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о степени готовности работы.

    При подготовке дипломного проекта студент может получать консультации не только непосредственного научного руководителя, но и преподавателя-консультанта, который может предложить дополнительные рекомендации, внести коррективы в программу подготовки исследования.

    Заявление с просьбой разрешить выполнять дипломную работу представляется студентом на выпускающую кафедру (прил. 6).

    Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, определяется государственным образовательным стандартом (ГОС) и учебным планом специальности и составляет не менее восьми недель.

    Тематика дипломной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, проблематике научных исследований кафедр, сложившимся научным интересам руководителя и студента, должна соотноситься с видами и задачами профессиональной деятельности, указанными в ГОС ВПО.

    Темы дипломных работ и научные руководители определяются выпускающими кафедрами, утверждаются советами факультетов и приказом ректора МГПУ не позднее 10 октября текущего года. Приказы о корректировке и уточнении тем дипломных работ представляются деканатами не позднее, чем за месяц до защиты. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

    Тематика выпускных квалификационных работ студентов педагогического вуза разнообразна (прил. 5). Условно ее можно разделить на четыре основные группы 2 :

    1 группа представлена сугубо практическими психолого-педагоги-
    ческими работами, насыщенными методическими рекомендациями: «Психологические особенности эмоционального состояния больных в предоперационный период», «Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов, завершающих профессиональную карьеру», «Подготовка педагога-психолога к руководству общением младших школьников», «Специфика переживания будущего подростками как психолого-педагогическая проблема», «Особенности общения со взрослыми детей, воспитывающихся в детских домах», «Психолого-педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников», «Тренинг как метод диагностики интерактивности при отборе персонала», «Педагогическая культура учителя как фактор эмоционального благополучия младшего школьника» и др.

    2 группа представлена исследованиями, обладающими высокой теоретической значимостью: «Развитие вариативного и репродуктивного предвосхищения в младшем школьном возрасте», «Децентрация как фактор продуктивного взаимодействия старших дошкольников», «Формирование эквивалентности научных понятий при обучении в высшей школе», «Взаимосвязь различных компонентов психологической готовности к школе», «Психолого-педагогические основы лидерства в подростковом возрасте», «Проблема депривации в современной психологии и ее место в истории культуры» и др.

    3 группа представлена исследованиями эмпирического характера: «Психологическая поддержка подростков-сирот, испытывающих трудности в социальной и познавательной децентрации», «Взаимосвязь самооценки и статуса в группе младших подростков», «Организация нравственного воспитания младших школьников в светской и православной школе», «Психологические характеристики успешной адаптации подростка в новых социально-педагогических условиях», «Обучающая психокоррекционная программа по здоровому образу жизни как фактор формирования личности педагога», «Психолого-педагогические основы профилактики делинквентности у подростков». «Психологические особенности восприятия сказочных образов детьми младшего школьного возраста», «Детско-родительские отношения как фактор личностного самоопределения подростка» и др.

    4 группа исследований посвящена изучению воздействия информационных технологий: «Информационная безопасность личности», «Влияние рекламы на подростковую субкультуру» и др.

    Тематика курсовых и дипломных работ ежегодно корректируется с учетом приобретенного на кафедрах опыта, пожеланий специалистов, рекомендаций Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

    Основными методологическими ориентирами научно-исследова-
    тельской дипломной работы выступают теоретическое и эмпирическое познание рассматриваемой проблемы.

    Теоретический аспект направлен на раскрытие основного понятийного и категориального аппарата на основе принципа единства теории и практики, принципа системно-комплексного подхода, принципа детерминизма, принципа объективности и научности.

    Эмпирическое познание определяет собственно исследовательскую часть работы и предполагает анализ полученных эмпирических данных с целью подтверждения (или опровержения) выдвигаемой гипотезы, обоснование которой предлагается на основе теоретического анализа проблемы исследования.

    Таким образом, к дипломным работам предъявляются такие основные требования: актуальность темы, соответствие ее современному состоянию определенной области науки и перспективам развития соответствующей сферы; изучение и разносторонний анализ монографических и периодических изданий по теме; изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также передового опыта работы в соответствующей области; четкая характеристика предмета, цели и исследовательских приемов, описание и анализ проведенных автором исследований, экспериментов; обобщение результатов, их обоснование, выводы и практические рекомендации.

    Важным показателем профессиональной и общей подготовки студента является его языково-стилистическая культура, а также умение цитировать используемые в работе источники.

    Существуют некоторые особенности письменной научной речи (академический этикет), которых следует придерживаться при написании курсовых и дипломных работ. Научные тексты отличаются [16; 38; 39]:

    • формально-логическим способом изложения материала;
    • смысловой законченностью и целостностью;
    • использованием только точных, проверенных сведений и фактов;
    • использованием специальной научной терминологии;
    • отсутствием эмоциональных языковых элементов и пр.

    Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, а также предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов. Авторы полагают, что студентам не бесполезна будет информация, представленная в таблице 2.

    Варианты использования научных языково-стилистических оборотов

    сообразно с этим

    прежде чем перейти к.

    по нашему мнению

    с другой стороны напротив

    таким образом значит

    в заключение отметим

    все сказанное позволяет сделать вывод

    в данной статье рассматриваются

    эти данные служат достаточным основанием для вывода.

    благодаря тому что

    вместо того чтобы

    по сообщению по сведениям

    приступим к рассмотрению

    как показал анализ

    на основании полученных данных

    отсюда следует, что

    Особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я», и замена его множественным числом – «мы». Кроме того, используются безличные и неопределенно-личные конструкции.

    Как считает Ю.Г. Волков, «Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники – один из самых необходимых в научной работе навыков» [16, с. 87]. Отсутствие необходимой ссылки является нарушением авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

    ^ Правила прямого цитирования

    1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грам­матической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением осо­бенностей авторского написания. Обязательно указание номеров стра­ниц в источнике.
    2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокра­щения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск вто­ростепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цита­ту, выделяете в ней важные для нашего текста слова, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (кур­сив мой. – И.И.), (подчеркнуто мною. – К.Л.), (разрядка наша. – М.Э., Е.Г.). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии.
    3. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на стра­нице.

    ^ Косвенное цитирование , то есть близкий к тексту пересказ мыслей автора, допускает различные варианты оформления ссылок. Если вы затрагиваете в тексте не одно высказывание, а всю концепцию в целом можно начинать словами: «См. об этом:» или просто «См.:», и продолжить указанием на конкретную работу. Косвенное цитирование не требует кавычек.

    Если у вас нет возможности цитировать по первоисточнику и приходиться ссылаться на другие изданий, где этот текст используется, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:» или «Цит. по кн.:».

    Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, биб­лиографическое описание которого приводится в соответствии с тре­бованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта:

      1. Библиографический указатель в конце работы (список литерату­ры) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке:

    а) при прямом цитировании обязательно после номера источника через запятую добавляется буква «с.» и номер страницы, например: [14,
    с. 236];

    б) при косвенном цитировании достаточно только номера источника, например: [14], а при ссылке на многих авторов – номеров, например: [14; 16; 29; 51].

      1. Список литературы составляется по тому же алфавитному прин­ципу, но не нумеруется. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Карвасарский, 1978, с. 175). В случае, когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло не­сколько работ одного автора, то они помечаются строчными буква­ми: 2001а, 2001б, в порядке их алфавитного следования в списке.
      2. Наличие сноски внизу страницы с указанием полных библиогра­фических данных литературного источника и страницы.

    Последний вариант в основном применяется в научно-популяр­ных изданиях.

    ^ Для дипломной и курсовой работ необходимо использовать первый вариант на протяжении всего текста.

    К защите дипломных работ допускаются студенты, которые выполнили все требования учебного плана, прошли соответствующую для эмпирического исследования практику, предоставили в установленный срок дипломную работу и рецензии на нее.

    В целом, результатами подготовки квалификационных работ по психологии становятся умения, овладение которыми должны продемонстрировать студенты:

    • знакомство с актуальными проблемами психологии;
    • владение умением работы с основной литературой по проблеме;
    • последовательное изложение сущности рассматриваемых вопросов;
    • умение интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;
    • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение стилем научного изложения;
    • грамотное оформление рукописи (научного текста);
    • умение определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;
    • умение обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного обучения или психологической коррекции;
    • формулирование выводы и рекомендаций;
    • умение вести дискуссию на защите учебно-научной работы.

    ^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

    Требования к подготовке и оформлению
    научно-исследовательских работ по психологии

    Как было обозначено выше, курсовая работа предлагается студенту, который имеет опыт написания контрольных и/или реферативных работ. Этот вид работ предполагает наличие как теоретической, так и эмпирической части. В целом, курсовая работа может включать 2–3 главы (одну (две) теоретические и одну экспериментальную) в зависимости от объема проработанного материала. К основным требованиям к курсовым работам следует отнести следующие:

    1. Структура курсовой работы:
    • титульный лист (прил. 7);
    • оглавление;
    • введение: актуальность проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, этапы работы, методы, база исследования (учебное заведение (детский сад, ясли-сад, школа и др.), район, город), общая характеристика испытуемых (дошкольная группа, класс, возраст, общее количество респондентов, половая дифференциация, принципы отбора), структура работы;
    • теоретическая часть: исторический обзор, современное состояние проблемы, выводы по главе (обобщение с гипотезой);
    • эмпирическая часть: цель и задачи экспериментального исследования, гипотеза, методы, программа исследования, характеристика испытуемых; количественный и качественный анализ полученных результатов, обсуждение данных; выводы по исследованию и рекомендации (число испытуемых – не менее 12–15 человек);
    • заключение: общие выводы по теоретической и экспериментальной частям (основной понятийный аппарат, результаты полученных экспериментальных данных), информация о подтверждении (неподтверждении) гипотезы с обоснованием; определение перспектив дальнейших исследований по проблеме;
    • библиография (список использованной литературы): количество литературных источников – не менее 20;
    • приложения (таблицы, графики, гистограммы, математические расчеты, стимульный материал, работы испытуемых участников (рисунки, анкеты, тесты и т.д.).
    1. Объем курсовой работы:
    • общий объем – до 50 страниц (без приложения):
      • объем введения – до 3 страниц;
      • объем заключения – до 3 страниц;
      • объем библиографии – до 2 страниц;
      • оставшиеся листы – примерно поровну на 1 и 2 главу;
    • количество строк на листе – 30±2.
    1. Требования к оформлению методики:
    • название методики;
    • автор методики (если есть);
    • цель методики;
    • источник (оформляется в виде ссылки на библиографию);
    • оборудование (стимульный материал – карточки, бланки, предметы и т.п.);
    • инструкция испытуемому (в прямой речи);
    • ход исследования;
    • форма протокола;
    • алгоритм обработки данных;
    • форма представления ожидаемых результатов (таблицы, графики, гистограммы и т.п.);
    • математические расчеты (со ссылкой на приложение) – если имеются;
    • направление анализа результатов.

    Следует отметить, что в последнее время студентам предлагается защита своих курсовых проектов. К процедуре защиты относят анализ следующих знаний и умений студента: знание основного понятийного аппарата рассматриваемой темы; персоналий, которые обращались к этой проблеме (в историческом контексте и в современный период); четкое и конкретное ориентирование в проведенном экспериментальном исследовании (процедура проведения эксперимента, характеристика испытуемых, условно точные результаты, полученные в ходе экспериментальной ситуации); умение анализировать и объяснять исследовательские результаты, высказывать свое отношение и свою позицию по предлагаемой в курсовой работе проблеме.

    Выпускная квалификационная (дипломная) работа 3

    Дипломная работа представляет собой письменный многостранич­ный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоре­тической или прикладной), обоснование основной идеи, гипотезу исследования и результаты учебной работы как квалифицированного психолого-педагогического исследования.

    Дипломная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа и представлена в сброшюрованном виде. Объем работы определяется выпускающими кафедрами. Он не ограничен строгими рамками и оптимально должен составлять 50–70 страниц текста компьютерного набора; количество строк на странице 30+2. Текст работы должен быть набран на компьютере (при использовании компьютерного редактора Word).

    Шрифт: Times New Roman, Courier New, Arial. Кегль: 14 пт.

    Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм.

    Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

    Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабски­ми цифрами обычно в нижней части страницы (по центру или справа).

    Временная организация работы над дипломным исследованием должна быть примерно следующей (дневная форма обучения):

    • До 1 октября студент обязан определиться с темой своей дипломной работы, написать соответствующее заявление и, получив визу-согласие научного руководителя, передать его заведующему кафед­рой.
    • В течение октября все темы дипломных работ, выполняемых на
      данной кафедре в текущем учебном году, рассматриваются и утверждаются (с внесением необходимых поправок) на заседании кафед­ры, а затем на заседании Ученого совета факультета. На основании этого декан выпускает приказ по факультету, в котором за каждым студентом закрепляются тема, научный руководитель, консультант и рецензент дипломной работы.
    • До 1 ноября научный руководитель согласовывает со студентом план выполнения дипломной работы и составляется график, в котором определяются содержание, последовательность и сроки от­дельных этапов.
    • До 10 мая студент предоставляет законченную работу. Если руководитель допускает ее к защите, по представлению заведующего кафедрой работа направляется на рецензию.

    Примерный план подготовки курсовой (дипломной) работы:

    1. выбор темы;
    2. построение программы исследования;
    3. постановка задач исследования;
    4. формулировка гипотез;
    5. определение методики исследования;
    6. определение принципов и процедур построения выборки;
    7. выбор методов обработки данных;
    8. подготовка библиографического обзора;
    9. чтение и конспектирование литературы;
    10. сбор эмпирического материала;
    11. количественно-качественная обработка результатов;
    12. написание работы;
    13. интерпретация полученных данных;
    14. формулировка выводов;
    15. подготовка и оформление окончательного варианта работы.

    Как и курсовая, дипломная работа имеет стандартную струк­туру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста:

    1. Титульный лист.
    2. Оглавление (в виде плана работы с указанием страниц).

    3. Введение.

    4. Основной текст работы (главы и параграфы).

    6. Библиография (список использованной литературы).

    Текст должен соответствовать заявленному содержанию.

    До передачи работы (ее частей) научному руководителю на про­межуточных этапах или в окончательном варианте текст должен быть отредактирован, т.е. свободен от опечаток, грамматических, орфо­графических и стилистических ошибок.

    На странице должно быть достаточно места дли внесения необхо­димых поправок, замечаний и предложений, делаемых научным ру­ководителем.

    Оформление титульного листа (прил. 7)

    Титульный лист – визитная карточка вашей работы, которая вы­полняет задачу ее опознания и создания первого впечатления у Госу­дарственной аттестационной комиссии. Он должен содержать следую­щие сведения:

    • обозначение федерального агентства по образованию, учебного заведения, факультета и кафедры;
    • полное название работы;
    • фамилию, имя, отчество автора с указанием курса и формы
      (дневной, заочной или вечерней) обучения;
    • фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую сте­пень (звание);
    • место и год написания работы.

    Название дипломной работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, оно должно совпадать с утвержденной еще в начале учебного года темой. Во-вторых, сама тема тоже должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7–9 слов.

    Приступая к написанию курсовой работы, студент должен заранее составить план, продумать цели и задачи написания курсового проекта. План – это понятие более емкое. Он помогает заранее определиться с тем, какие вопросы автор намерен раскрыть в проекте.

    А, к примеру, цели и задачи – это понятия частные. Главные цели и задачи, которые преследует автор в конкретной курсовой работе, указываются во введении. Целей, как правило, бывает немного: 1 либо 2, а вот задач ставится гораздо больше.

    Задачи курсовой работы могут быть самыми разнообразными, все зависит от темы. В основном в качестве задач указывается следующее:

    • изучение теории;
    • изучение деятельности объекта;
    • анализ и оценка функционирования объекта;
    • характеристика объекта;
    • оценка финансового состояния;
    • разработка мероприятий по совершенствованию деятельности объекта.

    Задач может быть огромное множество. Важно уяснить одну важную особенность: постановка задачи в курсовой должна соответствовать целям и теме.

    Если курсовой проект содержит три главы и необходимо выполнить практический анализ деятельности объекта, то задач ставится гораздо больше, чем, если просто необходимо теоретически раскрыть тему.

    Поскольку, зачастую, курсовые работы содержат примерно 2 главы, и их написание связано, скорее, с информационным просвещением в области конкретной темы. В этом случае практические данные носят общий характер, т. е., к примеру, приводятся данные в целом по стране, по городу, по объектам коммерческого либо социального значения.

    Четкая постановка задач курсовой работы позволит заранее определить, каким образом автор работы намерен исследовать выбранную тему и изучить ее актуальность практически, анализируя деятельность конкретного объекта.

    Если задачи были поставлены верно, то студенту легче будет раскрыть исследуемую тему, а также исследовать деятельность конкретного объекта. Кроме того, задачи следует указывать во введении в определенном порядке. Иными словами в том порядке, в каком автор их будет раскрывать по мере написания. Вначале должны следовать задачи теоретического характера, а затем — практического. К задачам практического характера также относятся и касающиеся рационализаторских предложений и мероприятий по совершенствованию деятельности объекта.

    Если более просто:

    Поставив цель курсовой работы, студент должен четко себе представлять, как он будет ее достигать. То, каким образом достигается цель, называется задачами курсовой работы. Задачи определяют путь к цели и средства ее достижения. Таким образом, можно сказать, что постановка задач должна описывать последовательность шагов, необходимых для достижения цели.

    Пример. Тема курсовой работы – «Исследование массива целых заданных чисел». Задачами в нашем случае будет: ввод массива целых чисел и проверка массива на ноль.

    Рубрики: Проктология