• Гуманистическая психология как направление психологической науки

    Психология, статьи по психологии

    Гуманистическая психология как научное направление.

    Представители гуманистической психологии и их концепции, подходы к изучению науки.

    Абрахам Маслоу – доктор психологических наук, разработавший собственную теорию на основе детального изучения психологических концепций 50-х годов XX века и сформировавший новейшее направление в психологии. Необходимость формирования собственного подхода к пониманию психики заключается в противостоянии абсолютизации опыта старых школ и их подходов. Одним из наибольших недостатков психоанализа Маслоу считал не стремление снизить роль сознания, а уменьшить тенденцию рассмотрения психического развития относительно процессов адаптации организма человека к окружающей среде и стремление к равновесию с данной средой. Так же, как и его предшественник, он считал, что это может пагубно сказаться для личности. Самым главным в психике Маслоу ставил самостоятельность и стремление к саморазвитию. В отличие от прочих психоаналитиков, он был заинтересован главным образом в процессе возникновения отклоняющегося поведения. Только таким способом можно было определить границы возможностей человека и оценить истинную природу человеческого ума.

    Таким образом, гуманистическая психология Маслоу свелась к разработке определенной иерархии человеческих потребностей. Рассмотрим потребности, выделенные Абрахамом Маслоу для разивития личности:

    • Физиологические потребности – еда, вода, сон и т.п.;
    • Потребность в безопасности – стабильность, порядок;
    • Потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
    • Потребность в уважении – самоуважение, признание;
    • Потребность в самоактуализации – развитие способностей.

    Самоактуализация личности – это потребность, связанная с умением понять самого себя, т.е. научиться существовать и строить свое поведение в соответствии с данной природой. Данный процесс самоактуализации личности безконечен. Маслоу считал осознанные мотивы и стремления главной составляющей человеческой личности. Но при реализации собственных потребностей человек зачастую сталкивается с препятствиями или непонимание окружающих и собственных слабостей. Большинство людей не стправляются с трудностями и отступают, в результате чего рост личности прекращается. Само по себе общество не может стать препятствием для стремления человека к самоактуализации, поскольку любое общество пытается представить человека в образе шаблонного представителя, что способствует отчуждению личности от главнейшей сути и делает ее конформной. Таким образом, теория Маслоу, единственная, в которой основной акцент делался на трудности, отклонения и негативные стороны личности. Он, один из первых стал исследовать достижения личного опыта. В результате был открыт путь для саморазвития и самосовершенствования каждого человека.

    Карл Роджерс работал практикующим психологом в Центре помощи детям. Первое издание «Клиническая работа с проблемными детьми» имела огромный успех. Разработанная Роджерсом собственная теория личности состоит в определенной системе понятий, где люди имеют возможность создавать и менять собственные представления о себе и окружающих. Данная терапия способна помочь каждому человеку изменить отношение к себе и окружающим. Основной идеей стала уникальность и ценность человеческой личности. Человек на протяжении всей своей жизни приобретает опыт, названный Роджерсом «феноменальным полем», который по своей сути заключается в уникальности и индивидуальности. Создавая подобный мир, он может совпасть или не совпасть с реальностью, поскольку все окружающие предметы осознаются субъектом. Особое значение в теории Роджерса уделялось самооценке, выражающееся сущностью человека и его самостоятельностью. По его мнению, самооценка должна быть гибкой и адекватной, которая меняется в зависимости от складывающейся ситуации. Данный представитель гуманистической психологии ориентировался на ценности будущего с учетом влияния прошлого, поскольку каждый человек должен ценить каждый момент собственной жизни в настоящем.

    Страница 1 из 5:

    Реферат Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки

    Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии. В области психотерапии и психологического консультирования гуманистическая психология представлена прежде всего классическими работами К.Роджерса (1902-1987). Будучи самым влиятельным американским психологом, К.Роджерс является автором человекоцентрированного подхода в психотерапии и психологическом консультировании. Данный подход — вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком.
    Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
    Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны+ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

    Гуманистическая психология: третья сила
    В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, как это и отражено в названии раздела – «третья сила», гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.
    Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:
    1) подчеркивание роли сознательного опыта;
    2) убеждение в целостном характере природы человека;
    3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;
    4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

    Истоки гуманистической психологии.

    Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вундта и предтечу гештальт-психологии. Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной, а не молекулярной характеристике.
    Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция». Точно так же и Вильям Джемс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.
    Гештальт-психологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания. Вопреки почти всеобщему господству бихевиоризма в психологии того времени, им удалось утвердить важность изучения сознания как законной и плодотворной для психологии сферы.
    Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек — существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти «отступники» ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека прежде всего творческую способность человека самому формировать свое Я.
    В целом можно сказать, что все эти направления воплощают своеобразный новый дух времени. Появление гуманистической психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом. Эта так называемая контркультура 60-х создавалась недоучившимися студентами, больше известными как хиппи. Многие из них употребляли галлюциногенные наркотики, которые, как ожидалось, должны были увести их в высшие сферы сознания. Как определенная культурная группа, они разделяли некоторые общие ценности, вполне совместимые с основными положениями гуманистической психологии. Такими базовыми ценностями были ориентация на реализацию личности, вера в возможность совершенствования человека, подчеркивание ориентации на настоящий момент в жизни, гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям как главному содержанию жизни) и тенденция к максимальному самораскрытию человека (свободное выражение внутреннего мира и переживаний).

    Гуманистическая психология:

    Впервые термин использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др. Это был ответ на “негуманные и редукционистские” аспекты господствовавших в США бихевиоризма и психоанализа. Традиционным направлениям психологии также ставилось в упрек их неспособность предложить достойного видения истории и перспектив человека. Маслоу, Местакес и Роджерс начали в 1957 году проводить регулярные семинары по гуманистическому подходу, а весной 1961 года возник “Журнал гуманистической психологии” и Американская ассоциация за гуманистическую психологию, начали проводится международные конференции.

    Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т.д.), а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности.

    Большое внимание акцентировалось на проблемах ценностно-ориентированного развития, самореализации человека, проблемам ценностей и смыслов человеческого бытия, нравственного выбора и т.п.

    Во многом гуманистическая психология носила черты науки более общей, нежели прочие течения: она ставила проблемы положения человека в обществе вообще, усовершенствования условий труда и жизни людей; сами основатели этого направления часто понимали ее как междисциплинарную гуманистическую науку.

    В рамках гуманистической психологии сложилось два отличных подхода: первый разрабатывался Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр.; представители второго подхода — Маслоу и Роджерс — постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

    Представители гуманистической психологии активно участвовали в споре о соотношении экспериментальной (применение методов естественнонаучного эксперимента) и экспириентальной (применение феноменологических и экзистенциальных методов) парадигм в психологических исследованиях. Все они критиковали приверженцев экспериментальной парадигмы за то, что в погоне за поиском основных законов поведения они упускают то, что делает человека индивидуальной личностью, что проверяют теории без определения общего взгляда на природу проблемы.

    Олпорт предложил в качестве выхода метод “систематического эклектизма” как открытую систему изучения (в противовес теориям, которые всегда закрыты, так как основаны и действуют в определенных теоретических рамках), который позволит психологии достичь в методах изучения человека тех же глубин, каких уже достигла в своих методах клиническая психология; Маслоу считал, что экспериментальная проверка должна только следовать за приобретением личного опыта, являться конечной стадией процесса накопления знаний; Роджерс призывал использовать положительные стороны логического позитивизма, но при этом ставить в центр системы исследования человеческую субъективность. Он призывал строить гипотезу по законам логики и эксперимента, но проверять ее в рамках собственных координат пациента, предварительно выясненных. Мэй призывал изучать не причинно-следственные связи, не отвечать на вопрос “почему?”, а описывать сам феномен состояния, отвечать на вопрос “что?”. Все знают, отчего человек плачет, но что есть чувство горечи — на этот вопрос наука не может ответить.

    Логотерапия:

    В.Франкл (1905 — ) считал базисным мотивом человеческого поведения борьбу за смысл жизни, стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактен), он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден. Смысл не может быть дан извне. Он образуется на пересечении внутреннего (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь подбрасыввает задачи, которые могут стать осмысленными). Три типа ценностей:

    ценности отношения – выработка определенного отношения к своей судьбе, нахождение в нейй смысла, самотрансценденция.

    ценности творчества –изменение отношения к миру, как изменение самого мира. Своббода отношения к действительности и действия в ней.

    и ценности переживания– проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Это опыт переживаний, приобретенных человеком в любви, которая есть переживание другого человека во всем егоо своеобразии и неповтоооримости.

    Противостоит концепции самоактуализации: С. – не цель, но результат осуществления смысла. С. сама по себе – бред.

    Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций.

    Задача логотерапии как раз и заключается в том, чтобы помочь найти пациенту скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы.

    Рекомендуемая литература:

    1.Учебники по истории психологии.

    2.Две Хрестоматии по истории психологии по ред. П.Я.Гальперина и А.Н.Ждан.

    3.Первоисточники, рекомендованные к семинарским занятиям.

    4.Монографии, принятые по результатам индивидуальных собеседований в течение года.

    Дополнительно к отдельным вопросам:

    1.Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., 1997

    2.Грининг. История и задачи гуманистической психологии//ВП, 1988.№4

    3.Крипнер С., Корвалло Р. Проблема метода в гуманистической психологии//ПЖ, 1993, №2

    4.Ром Харре. Вторая когнитивная революция//ПЖ, 1993.№1

    История Психологии
    28.10.06.
    Гуманистическое направление в развитии психологической науки
    Личностно-ориентированное направление в развитии психологии
    1. Основные черты гуманистической психологии

    2. Основные идеи психологов-гуманистов
    А. Маслоу

    К. Роджерс (1902-1987)

    Г. Оллпорт (1897-1967)
    I. Гуманистическая психология возникла в середине XX века в США, как альтернативное направление бихевиоризму и психоанализу.
    a) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за увлечение бессознательными проявлениями психики человека, при их исследовании.

    b) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за игнорирование личностных проявлений человека, его сознание и самосознание.

    c) Считали, что современная психология мало внимания уделяет проблеме личности, её развитию в ситуациях социального взаимодействия.

    d) Объектом исследования гуманистов, является психика личности или личность, а предметом — психологические закономерности развития личности.
    Оллпорт провозгласил «благородные цели исследования психологических закономерностей развития личности». Реально, эти исследование носили абстрактно-социальный характер.
    II. Основные положения гуманистической психологии. (Сформулированы Г. Оллпортом).
    a) Оллпорт дал определение личности — это открытая, саморазвивающаяся сущность, обладающая уникальными особенностями.
    b) Личность развивается и проявляется во взаимодействии и общении с другими людьми.
    c) Во взаимодействии и общении она приобретает уникальные качества и свойства.
    Обладая потребностями, личность стремится к их удовлетворению, и в этом стремлении она вынуждена овладевать необходимыми качествами и проявлять их.

    Эти качества, Оллпорт назвал инструментальными.

    Совокупность качеств образует ядро личности.

    Каждая личность осознаёт эти качества и действует во взаимодействии с другими самостоятельно.

    Закрепляясь в личности, эти черты дают ей возможность действовать в окружающем мире самостоятельно и противостоять давлению окружающих.
    Оллпорт разрабатывал методику системного изучения качеств, черт личности, которая называется MMPI (Многофакторный личностный опросник).
    Абрахам Маслоу — американский социальный психолог, долгое время являлся президентом американской психологической ассоциации.
    Идеи Маслоу:

    В работах — острая критика психоанализа и бихевиоризма, которые мало внимания уделяли изучению сознания и личности.

    Маслоу поставил целью — исследовать психологические закономерности самоактуализирующейся личности. (Личности, которая свободно развивает свои способности и таланты, самоактуализируется в обществе).

    В связи с этим он считал, что у высокоразвитой личности существует потребность в самоактуализации.

    Особое внимание Маслоу уделял исследованию структуры человеческих потребностей.

    В частности, психологической науке известна иерархичная система человеческих потребностей.

    По признанию гуманистов, 5-й группой потребностей обладает около 3% представителей американского общества.

    Маслоу считал, что человек не может удовлетворять высшие потребности, если неудовлетворенны низшие. Но есть исключения.

    Движущей силой развития личности является её стремление к удовлетворению возрастающих потребностей.

    Маслоу ввёл и сформулировал черты самоактуализирующейся личности.
    Принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть.

    Адекватное восприятие окружающей действительности.

    Центрированность на решаемых задачах.

    Стремление к автономии и независимости от людей и культуры.

    — Сознательное стремление к развитию своих способностей и талантов.

    — Внешняя идентификация с внешним миром и отчуждение во внутреннем плане.

    Карл Роджерс — американский психолог, работал профессором психологии (Чикаго, Огайо).

    Некоторые взгляды:
    a) Личность — уникальная и самая высшая ценность общества.

    b) Личность осуществляет деятельность и взаимодействие с другими людьми, приобретая опыт.

    c) Опыт — феноменальное психологическое поле или психический мир.

    d) Психический мир личности должен быть тождественным реальному миру окружающих предметов и людей.

    Черта самоактуализирующейся личности — принятие себя и мира такими, какие они есть.
    Совпадение реального и психического мира Роджерс называл конгруэнтностью. (Если совпадение есть — человек адекватен).

    Нарушение конгруэнтности приводит к психическому напряжению, неврозам.

    По мнению Рджерса — это уход от идентификации, отказ от самоактуализации личности.
    В структуре личности Роджерс принимал за основу самооценку, считал, что она должна быть адекватной, гибкой, в зависимости от ситуации, условий, обстоятельств.

    Адекватная самооценка способствует самоактуализации личности. Завышенная или заниженная — не соответствует ей.

    В случае возникновения психоэмоционального напряжения, неврозов, личность нуждается в психотерапевтической помощи. Психолог в этой ситуации не должен навязывать человеку своего мнения, а должен подводить к правильному решению, которое человек принимает самостоятельно. Решает трудную проблему, реализуется, самоактуализируется.
    Роджерс организовал психотерапевтическую работу в «группах встречи».
    Исходя из краткого анализа постулатов гуманистической психологии, становится ясно, что усилиями психологов-гуманистов так и не была создана концепция развивающейся личности, не была выявлена ни одна закономерность личностного развития.
    Гуманистическая психология возникла не на пустом месте. Она во многом использовала идеи немецкого психолога В. Штерна (1871-1938), автора «теории Персонализма».
    Основные положения теории Персонализма
    В. Штерн — немецкий детский психолог, профессор берлинского университета.

    В 1933 году жил в Голландии, потом в США.

    В1906 году в Берлине основал институт прикладной психологии и журнал — «Прикладная психология».
    1) Объектом изучения детской психологии является личность ребёнка.

    2) Предмет изучения — закономерности психического развития личности ребёнка.

    3) Личность — самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность.
    Личность действует во взаимодействии с другими людьми и развивается, а точнее саморазвивается.

    Факторами саморазвития личности ребёнка являются: наследственность и среда.

    Эти идеи назвали теорией конвергенции (трансформации), и в ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии ребёнка — наследственность и среда.
    Под саморазвитием Штерн понимал рост дифференциации и преобразования психических структур ребёнка.
    Штерн считается одним из основоположников психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), поскольку сформулировал следующие понятия:

    Индивидуальные нормы развития

    Индивидуальный темп развития (проявляется в скорости овладения знанием).
    Штерн стал инициатором использования тестов интеллекта с расчётом коэффициента умственного развития (IQ).
    Источником психического развития являются противоречия (внутренние конфликты между внешними требованиями и способностями, подготовленностью, наклонностями, желаниями). Преодолевая их, посредством действий, ребёнок развивается.
    Глубинная психология
    I. Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд)

    II. Индивидуальная психология (Альфред Адлер)

    III. Аналитическая психология (Карл Густав Юнг)
    Данное направление называется глубинной психологией потому, что её представители, преимущественно изучали подсознательные проявления человеческой психики.
    Зигмунд Фрейд — первым из психологов изучал бессознательное экспериментально.
    Представители глубинной психологии не отрицали, не игнорировали сознание, но сосредотачивались, преимущественно, на познании бессознательного.
    Психоанализ З. Фрейда
    З. Фрейд (1856-1939) — австрийский врач психиатр, психолог.
    Основные работы:

    «Психопатология обыденной жизни»

    «О психоанализе. 5 лекций»

    «Лекции о введении в психоанализ»

    «Психология масс и анализ человеческого Я»

    Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.

    Общая характеристика основных направлений психологии:

    1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.

    2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R, где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».

    3. Глубинная психология включает:

    психоанализ З. Фрейда;

    индивидуальную психологию А. Адлера;

    аналитическую психологию К.Г. Юнга.

    Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.

    сверх-Я (superego) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):

    Я (ego) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;

    Ид (оно, alterego) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.

    Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:

    а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;

    б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;

    в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;

    г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;

    д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;

    е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.

    Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.

    4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ) возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.

    5. Когнитивная психология, представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

    6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.

    7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.

    развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;

    сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;

    психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.

    Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:

    сознание (интроспективная психология);

    поведенческий акт (бихевиориальная психология);

    обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);

    значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);

    предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);

    когнитивные процессы (когнитивная психология);

    установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);

    фигура и фон (гештальтпсихология);

    ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);

    бессознательное (глубинная психология).

    Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.

    Вопросы для самопроверки:

    Какова специфика психологии как науки? Определите задачи психологии.

    Дайте характеристику основных этапов формирования психологии как науки.

    Раскройте особенности материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики.

    Назовите основные свойства психического отражения.

    Каковы основные функции психики? Приведите примеры.

    Чем обусловлено возникновение различных направлений психологии как науки?

    В чем заключается сущность каждого направления психологии?

    Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2.

    После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

    • бихевиоризм;
    • психоанализ, или фрейдизм;
    • гештальтпсихология;
    • гуманистическая психология;
    • генетическая психология;
    • индивидуальная психология;
    • и другие.

    Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

    Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

    Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

    Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

    Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

    Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

    Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

    Направления современной психологии.

    В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – психолог и психология. Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки — психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

    Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

    Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

    Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.

    Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

    Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как

    ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ . Кроме индивидуального бессознательного — продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» — изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.

    Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

    Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так — ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

    После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

    Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

    — психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

    Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

    о формилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

    Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

    – (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

    Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

    (нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт — психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

    Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

    направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы — Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

    сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

    – направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности — лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП — исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

    сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями — life , то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

    Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

    Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

    Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейшие представители. Ведущие положения гуманистической психологии. Бихевиоризм как процесс наблюдения и экспериментального изучения реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Основные направления западной психологии ХХ века и их виднейшие представители

    2. Ведущие положения гуманистической психологии

    3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма

    а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

    б) создание математических моделей психических процессов;

    в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды

    1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейшие представители

    В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии — трансперсональная психология.

    Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии — поведения (от англ. behavior — поведение).

    Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.

    Субъективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должно быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением. Направленность исследований психической деятельности США была обусловлена запросами со стороны экономики, а в дальнейшем — со стороны средств массовых коммуникаций.

    Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.

    Первоначальная схема Дж. Уотсона была усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез когнитивной карты мира и многое другое. Но общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным.

    Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный З. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую культуру общие понятия «психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и многое другое.

    Заслуга З. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из двух частей — сознательной, бессознательной и поменял их местами: бессознательное стало центральным компонентом психики, над которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.

    Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.

    Гуманистическая психология в лице А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.

    Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

    Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность попытками построить психологию на мировоззренческой базе естественно-научного материализма высказывает и трансперсональная психология, которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.

    Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961). Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

    Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи по своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологи.

    С. Гроф считает, что любой подход к миру отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы — с телесным «Я» и хилотропным (то есть связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

    Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всеми человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

    2. Ведущие положения гуманистической психологии

    Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. ХХ в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций.

    Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно — любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса, А. Маслоу и В. Франкл.

    Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» — это наиболее важная психическая система личности».

    «Я» как центральное понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, представлено в двух формах (рисунок 1).

    «Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.

    «Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

    К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.

    Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда — как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие.

    В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» представлены его итоги познания людей, ознакомление с которыми поможет существенно улучшить отношения между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие:

    1. не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, то есть снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое;

    2. человек добивается большего успеха в отношениях с другими людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким, каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отношениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными и они обычно развиваются;

    3. исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника;

    4. в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, то есть, чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации;

    5. нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненной опыт по-своему, как бесценные возможности жизни.

    Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.

    Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения:

    1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься.

    2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.

    3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми.

    4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными.

    Автономность самоактуализирующихся личностей — это не только независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений, стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то, что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой.

    5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию — универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек — это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.

    А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации:

    — постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже большой талант — это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;

    — прикаждом выборе — решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост — значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском;

    — становится реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность;

    — обнаружение психологических защит и разрушение их.

    С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей.

    По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл — логос — своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.

    Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир.

    Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

    В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека — это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.

    В соответствии с этими представлениями В. Франкл разработал психотерапию — логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления.

    Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры — логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

    Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.

    3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма

    а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

    б) создание математических моделей психических процессов;

    в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

    Бихевиоризм — это наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

    Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.

    Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

    Важно отметить заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и тому подобное. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое.

    Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и тому подобное.

    Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

    Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

    Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

    В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса.

    Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

    Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

    Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

    гуманистическая психология бихевиоризм

    1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

    2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение — Владос, 1994.

    3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.

    4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

    5. Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.

    6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. — М., 1996.

    Рубрики: Ароматерапия