• Если ребенок плачет в лагере психолог

    Содержание

    Онлайн и очно в Челябинске личные и семейные психологические консультации для взрослых

    Вход в систему

    Подпишитесь на анонсы

    Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!

    Онлайн консультация психолога

    Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

    Мальчику 10 лет — ребенок он домашний и довольно избалованный. Сейчас уехал в лагерь — очень сильно плачет и просится домой.

    Нужно отметить, что это уже четвертый его выезд в детский лагерь. Предыдущие поездки проходили не совсем гладко, он тоже скучал, но такое в первый раз. Подскажите, что делать?

    Перель Анна

    Для начала предлагаю ответить вам на вопрос: «Насколько необходимо, чтобы ваш ребенок ездил летом в лагерь?»

    Не каждый человек может чувствовать себя комфортно вне дома, важна своя кровать, свой угол и в этом нет ничего особенного. Кто-то рождается путешественником и ему все равно, где спать и что есть, а для кого-то с детства важны комфорт и уют и близкие люди рядом.

    Во-вторых, в этом возрасте для детей важны друзья, взаимоотношения с товарищами, может быть что-то не сложилась в отряде, сын просто постеснялся вам рассказать.Предоставьте право выбора сыну, проявите уважение к личности ребенка. Подрастет и все изменится. Если есть возможность, то пусть ездит с кем-то из знакомых ребят.

    Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок подчиняться, выполнять правила, чьи-то требования, соблюдаете ли вы дома режим дня. Ведь любой лагерь — это прежде всего режим, организованность всего дня, почти всегда отрядом, мало личного времени и пространства.Кушаю не тогда, когда хочу, а когда пришло время, в лагере есть сончас, всем одновременно отбой и т.д. Как ко всему этому относится ваш сын?

    Еще, Елена, я предлагаю вам разобраться в следующем: в любом ли детском коллективе ваш сын чувствует себя некомфортно,много ли у него друзей, легко ли он завязывает знакомства, спокойно входит в новый коллектив.

    Если это не так, необходимо сейчас, в течение года, помочь сыну стать более уверенным, самостоятельным, общительным. Есть ли у него увлечения, занимается ли он спортом, насколько широк круг его друзей? Может ли он самостоятельно делать уроки, выполнять поручения по дому, ходить в магазин? Спокойно ли вы себя чувствуете, зная, что сейчас ваш сын один дома или на улице?

    Если есть какие-то проблемы из вышеперечисленных, тогда обратите внимание на стиль вашего воспитания. Не сильно ли вы опекаете сына, тревожитесь за него в любой ситуации, постоянно контролируете. Ребенок в 10 лет уже вполне сформировавшийся человек, который не только самостоятельно мыслит, действует, принимает решения, может себя полностью обслужить (одеться, поесть, сделать уроки, устранить мелкие неполадки в своей одежде, постирать и т.д), но и может активно помогать вам по дому, выполнять определенные обязанности. Почаще доверяйте сыну, просите у него совета, помощи, покажите, что вы нуждаетесь в его мужском плече, его поддержке. Приучайте его нести ответственность за свои решения, поступки.

    Пусть лучше ошибается сейчас, когда еще можно все исправить. Помните, у вас растет мужчина.

    Надеюсь, мои рекомендации помогут прояснить вам ситуацию в вашей семье.

    Лето, каникулы, детский лагерь… Почему эта цепочка слов не у всех вызывает положительные эмоции? Чего боятся дети, о чем беспокоятся родители и как справиться с этими переживаниями, чтобы отдых в лагере удался на славу? С этими вопросами Кидпассаж обратился к преподавателю, методисту, организатору и директору детских лагерей Даше Ефименко.

    – Даша, полезно ли детям отдыхать в компании сверстников?

    Дети в повседневной жизни много времени проводят в компании сверстников. И это очень важно, поскольку для детей сверстник – это тот, кто на «его волне», кто способен понять, поддержать, принять, посодействовать.

    Но общение в школе или секции со временем приобретает некую накатанную систему, рамки и привычность, вырабатывает особый стиль поведения и реакций, а поэтому не дает возможности развивать коммуникабельность, мешает ребенку понять свои особенности, социально адаптироваться вне системы. Лагерь же, напротив, содействует всему этому.

    • Общение с незнакомыми ребятами в неформальной обстановке лагеря дает возможность развивать умение знакомиться, общаться.
    • В лагере есть возможность коммуникаций со старшими людьми (вожатыми) вне рамок привычного системного поведения.
    • Лагерь – это место, где ребенка мало кто знает, что позволяет ему быть самим собой, не играть «прилежного ученика», «хулигана» или другие социальные роли; это дает прекрасную возможность проявить собственные достоинства и заработать авторитет среди сверстников.
    • Жизнь в лагере учит самостоятельности не только в бытовом отношении, но и в эмоциональном (самостоятельность принятия решений).

    – Есть ли минусы отдыха в детских лагерях?

    Весьма сложный вопрос. Лагеря разные, дети разные, подходы к ним разные, соответственно, плюсы и минусы лагерей в каждом конкретном случае – разные.

    С точки зрения методиста, лагерь способен как мотивировать к развитию, так и демотивировать, как развивать навыки и умения, так и подавить желание к их развитию, как благоприятствовать личностному росту, так и мешать…И если о плюсах можно рассуждать в целом (о чем и написано выше), то о конкретных минусах можно говорить исключительно для каждого отдельно взятого лагеря.

    Тут, скорее, нужно помнить о двух эмоционально напряженных моментах, которые могут вызвать у ребенка дискомфорт и неприятные переживания. Это два обязательных в любом лагере события – заезд и разъезд.

    Это время знакомства и первой встречи, которые по-разному переносятся детьми, и время прощания – расставание с новыми друзьями, понимание, что отдых закончился и пора возвращаться к привычным делам.

    Замечу, что лагерь – это процесс в процессе. То есть каждый участник лагеря как процесса переживает параллельно свой собственный внутренний процесс, и в этом случае лагерь способен вызвать самые разные реакции, которые, в свою очередь, зависят исключительно от индивидуальных особенностей ребенка.

    – Как выбрать лагерь для ребенка?

    Сейчас существует невероятное разнообразие лагерей, что, с одной стороны, дает возможность выбирать, а с другой стороны, весьма усложняет процесс принятия решения. Кроме того, немаловажный момент – это цена отдыха, на которую влияет время, место, состав сотрудников и их опыт, программа и динамика лагеря, наличие или отсутствие экскурсий, творческая составляющая и т. д.

    – Даша, что надо учесть родителям для отправки детей в летний лагерь?

    Поскольку я не только сотрудник различных лагерей, но и мать 11-летнего ребенка, дам несколько рекомендаций именно как мама.

    1. Не стоит выбирать лагерь подешевле. Относительно дешевы муниципальные лагеря, в которых работают студенты педагогических вузов, то есть – та же система, что и в школе. В таких лагерях обычно нет ни канцтоваров, ни аппаратуры, ни материалов для творчества. Кроме того, стоит задуматься о заинтересованности самого вожатого мотивировать и увлекать детей при низкой зарплате. Профессиональные тренеры и вожатые, подкованные в системе неформального образования, стоят недешево.
    2. Не стоит навязывать ребенку «свой выбор», «свой несостоявшийся лагерь», «свое место, где ты не был». Постарайтесь выбрать лагерь с учетом увлечений ребенка. Бесполезно отправлять дитя с математическим складом ума в лагерь, например, творческого направления. Детям-спортсменам, музыкантам подойдут профильные детские лагеря.
    3. Не стоит опираться исключительно на чужие рекомендации и отзывы – важнее, чтобы ваш ребенок был заинтересован предложением. Лучше заранее попросить у организаторов программу лагеря и ознакомить с ней ребенка, чтобы точно знать, будут дети клеить поделки или лазать по горам.
    4. Обязательно узнайте о составе сотрудников и их опыте работы – очень часто дети едут в лагерь потому, что там будет «классный вожатый». Также в лагере обязательно наличие врача и очень желательно наличие психолога.
    5. Если ребенок едет впервые, предпочтите лагерь, в котором будут отдыхать приятели вашего ребенка.
    6. Место, конечно, играет важную роль… для родителя. Для ребенка место или не важно, или круто (заграница, например). Поэтому тут можно выбирать исходя из цели. Чтобы оздоровить чадо, выбирайте хорошие детские лагеря на море. Заграничные языковые лагеря хороши, если ребенок стремится выучить иностранный язык.

    – В каком возрасте отправлять ребенка в лагерь?

    На вопрос, с какого возраста отправлять ребенка в лагерь, нет однозначного ответа. Я работала в лагере, где отдыхали дети 6-10 лет, не раз организовывала лагерь для подростков летом. И за 16 лет из лагеря пожелали уехать только 2 человека. Понять, готов ли ребенок, почти невозможно, пока не попробуешь.

    – Можно ли подготовить ребенка к лагерю?

    Главная рекомендация – не надо усиленно готовить ребенка. Зачастую ребенок и так готов. Вот родитель – не всегда готов, поэтому начинает перекладывать на ребенка свои страхи, готовя к тому, чего может и не быть, вызывая при этом у ребенка лишние опасения и переживания.

    Еще одна ошибка, которую часто делают родители, – успокаивают переживания ребенка и свои собственные неправдивыми фактами, что впоследствии влечет разочарование и возмущение.

    Ребенок должен понимать, что есть формат лагеря, есть порядок, под который нужно подстроиться – при таком понимании адаптация ребенка в лагере проходит успешно.

    – Как морально подготовить ребенка к поездке?

    Для ребенка поездка в лагерь – это приключение, некое рисковое предприятие. Это чувство эйфории. И если он на него соглашается, значит, он готов к поездке. Когда родитель начинает «разъяснительную работу», вкус приключения теряется, и ребенку уже не так интересно.

    Для хорошего отдыха в лагере дети должны уметь за собой ухаживать, знать, как вести себя в общественных местах и в транспорте. Напомните ребенку, что у него есть возможность завести новых друзей, весело и с пользой провести время, а как он этим воспользуется, зависит от него. Сообщите, что в случае трудностей он может обратиться к вожатым или к врачу.

    – Родителям и самим надо побороть беспокойство, связанное с отъездом ребенка.

    Чтобы не волноваться чрезмерно, научитесь доверять своему ребенку и верить в него! Не нужно также переоценивать то, что почти каждый ребенок в лагере скучает по родителям –это редко бывает сильнее, чем положительные эмоции от самостоятельного отдыха.

    Если страх перед отъездом ребенка велик, попробуйте отдать ребенка в лагерь дневного пребывания. Так вы будете ежедневно наблюдать за сменой настроения своей кровинушки и убедитесь, что дитя способно адаптироваться в новом обществе.

    Городские лагеря дневного пребывания помогают понять, насколько ребенок готов оторваться на время от родителей.

    – Стоит ли отправлять ребенка в лагерь, если он не хочет?

    Данные случаи весьма индивидуальны. Часто ребенок не хочет в лагерь, пока не сядет в поезд и не помашет маме рукой. И все – мама забыта, и ребенок удивляется, встретив ее в родительский день в лагере.

    Прежде чем принимать решение удовлетворять нехотение ребенка, стоит узнать причину его нежеланий и поговорить о ней. Успокоить страхи и переживания. Настроить на волну приключений, познаний, заинтересовать. К тому же задача адаптации детей ложится и на организаторов лагеря.

    Хорошо, если перед лагерем проводятся анкетирования детей и родителей, чтобы лучше узнать и понять ребенка, знать, как с ним работать. Лучшие детские летние лагеря имеют в штате психолога и методиста, которые помогут особо чувствительным детям пережить период адаптации. Именно они лучше всего знают, что делать, если ребенок плачет в лагере.

    – Трудный возраст: что дает лагерь подросткам?

    Система неформального образования не использует понятие «трудный возраст». Летние подростковые лагеря с продуманной программой и правильно подобранными методиками дают детям прекрасную возможность осознать собственную уникальность, на равных взаимодействовать с другими ребятами и вожатыми, проявить инициативу и раскрыть свои таланты, самореализоваться и самоутвердиться, развить самостоятельность и ответственность за принятие решений.

    Но поскольку подростки остро осознают оторванность от привычной системы, образа жизни и факт попадания в новую среду, им требуется особое внимание и поддержка от вожатого, правильно подобранная группа, особый подход и методика в соблюдении правил. По-моему, лагеря для подростков очень полезны, но подбирать их стоит весьма тщательно.

    Мы благодарим Дашу за полезные ответы и рекомендации, а тем родителям, которые еще не определились с выбором детского лагеря, предлагаем заглянуть в нашу коллекцию лагерей со всего мира.

    что делать? ругаться?-ребенку отрыгнется..
    терпеть? ребенок перепсихует, может чё нить натворить..

    кто сталкивается с подобными вопросами?? помогите, пожалуйста..

    и у ребенка лагерь—вполне настоящий. днем там — много занятий, сегодня были и концерт, и игры, и костер.. кружки разные, соревнования.. дома сейчас мы не можем дать ему столько разных развлечений и занятий. все тки надо работать. оставлять одного дома— это улица , где шпана пиво пьет, (его сверсники все —или у бабушек или в лагерях) , да собаки бегают, или дома телик с утра до вечера .. и вопрос: есть чё-нить поесть.
    бабушка у нас одна , не старая, но абсолютно не способная к педагогическим методам. равняйсь, становись—вот ее методы.
    а он- буратино..

    в лагере — много новых контактов, образовательный процесс, купания даже, дискотеки, кино.. но вечером ему тепла хочется , чтоб по головке детской погладили, сказали :я люблю тебя, сынок.. этого нет. вот и скучает..

    мамуля уже на срыве. я — монстром выгляжу, убеждая подождать все-тки до субботы и определиться уже тогда..

    я тоже так думаю, скорее всего он не чувствует себя «на равных» со старшими ребятами или они не принимают. Выходных ждать ИМХО не надо, а то половина смены на акклиматизацию уйдет.
    У меня племянница страшная мамошница, приехала из лагеря и мою дочь, тоже только вернувшуюся домой, спрашивает «ты тоже плакала?» (оказывается у них ритуал такой в лагере был, каждый вечер поплакать о доме ), а моя отвечает-«кто ж на свободе плачет?»

    ps^ бапка потдерживаю. Надо с друзями отправлять особенно тех кому сложно знакомиться.

    утром только влом вставать рано, а все остальное вполне нормально, хоть покормят вовремя и не надо посуду за собой мыть а отбой все равно никто всерьез не воспринимает, ночной поход в туалет -это ж целая история )))других ограничений не помню ) а вот попадало часто за разные проказы, один раз пришлось ночью 50 кругов по стадиону бегать за ночные издевательства над мальчишками, правда, лагерь спортивный был)))

    сама в лагеря ездила с 7 лет, причем в первый же год сразу же на 2 месяца (2 смены). честно, не плакала никогда. мне там ооочень нравилось, т.к. дома альтернатива — школьный лагерь, а он во времена моего детства был мягко говоря никакой! да и ребята все уезжали к бабушкам и в лагеря. во вдоре вообще никого не оставалось. скучно!
    попробуйте с ребенком обсудить такой вариант: что ситуация с лагерем совсем не означает, что ребенка бросили и он тут один, а вас там двое. что у него здесь много развлечений и новых занятий (ну может он выжиганием увлечется или еще чем, ранее недоступным, кто знает. ). а вы его любите и заботитесь о нем и, как вариант, вы можете каждый вечер звонить сыну и говорить, как вы его любите/скучаете. (если проблема только в том, чтобы уделить ежедневно ваше внимание ребенку).

    Когда звонит и просится домой — это еще не самый плохой вариант. Хуже, когда страдает, рыдает в подушку, а сказать боится. Поэтому перед поездкой в лагерь стоит вскользь, без лишней драматизации, упомянуть: на отдыхе может произойти всякое, если вдруг тебе будет там плохо, обязательно скажи — ругать не будем, а разобраться поможем. И вот «плохо» настало. Действуем.

    Много слушаем, мало говорим

    Много слушаем, мало говорим

    Ошибка большинства взрослых заключается в том, что они сразу дают список наставлений и советов. Сделайте паузу. Выслушайте, прежде чем оценивать масштаб трагедии и ехать. Возможно, дело не так плохо: не пригласил на дискотеке понравившийся мальчик, отчитал вожатый за неубранную постель. Неприятно, но не криминал. Особенно в том случае, если вы родитель впечатлительного чада, чье настроение меняется, как погода в мае.

    Хуже, если причина — постоянные подколки и издевки со стороны лидера отряда. Групповые насмешки или бойкот. Порча вещей. Или, что совсем плохо, жестокость и грубость вожатого.

    Концентрируйтесь не на эмоциях, а на фактах: что, собственно, происходит.

    Не даем нереальных советов

    Не даем нереальных советов

    Вот эти вот все «не будь тряпкой, покажи, кто ты есть», или «подойди и врежь ему по- мужски», или «отвечай остроумно и жестко» совсем не работают. Это как курсы по развитию чувства юмора — учить можно, научить нельзя. Если бы ребенок был способен на резкий ответ или удар, он бы давно использовал это.

    А раз не использовал, значит, не может. Ваши советы только заставят его острее почувствовать собственную неполноценность. А могут даже привести к вранью. Если суровый папа говорит: «Будь мужиком, ты же мой сын, сделай так, чтобы я не стыдился», то как признаться ему, что ты не смог? И ребенок будет сочинять оптимистичные истории и считать дни до конца смены.

    Несколько иное дело, если ребенок в принципе умеет драться, но перед лагерем вы строго наставляли этого не делать; возможно, ему требуется ваше разрешение на самооборону. В этом случае (как, впрочем, и в остальных), если конфликт реально существует, вам пора выносить проблему на обсуждение. Вам, а не ребенку!

    Связываемся со взрослыми

    Связываемся со взрослыми

    Это очень важное условие. Конфликты в лагере отличаются от таких же стычек в школе или дворе. Отсутствие родителей меняет детей, создает ощущение безнаказанности. И задача хороших вожатых и инструкторов — отслеживать настроение детей и контролировать обстановку. Но даже самые хорошие вожатые не способны увидеть все. А не самые хорошие предпочитают закрывать на это глаза. И когда заплаканный ребенок среди ночи попытается уйти домой пешком, все разведут руками: ну кто ж знал? Надо же, а мы и не замечали!

    Другое дело, если был сигнал от родителей, то есть от вас. Конкретный и четкий: моему ребенку объявили бойкот! У моего сына отбирают и портят вещи! Тут уже сложно сказать: «А кто же знал?». Знали, слышали, были предупреждены.

    Собственно, потому в лагерях, у которых есть сайты, обычно не бывает буллинга: администрация очень следит за репутацией.

    Некоторые взрослые боятся отправлять своих чад в летние лагеря, потому считают, что за детьми там недостаточно присматривают, выделяя им слишком много свободы, либо, напротив, даже дышать заставляют по расписанию. Конечно, лагеря бывают разные, к сожалению, порой встречаются и никудышные, однако большинство все-таки хороших.

    Одни дети коммуникабельны и открыты, прекрасно чувствуют себя в коллективе, быстро находят друзей. Другим же чрезвычайно трудно сойтись с незнакомыми сверстниками, приспособиться к необычной обстановке. Поэтому они начинают звонить родителям, плакать, просить забрать их. Как же вести себя папам и мамам?

    Советы родителям

    Если чадо позвонило домой в слезах, первым делом обязательно необходимо выяснить причину подобного поведения, чтобы потом предпринять адекватные меры.

    Когда проблема заключена в том, что ребенок просто скучает по дому, не нужно срочно мчаться в лагерь и забирать его. Надо спокойно и рассудительно объяснить ему, что иногда обстоятельства не позволяют оставить чадо на летние каникулы в домашних условиях, а дедушки с бабушками есть не у всех.

    Нельзя ругать малыша, требуя «прекратить нытье», ведь он позвонил, чтобы получить сочувствие, а не очередной удар. В беседе следует обсудить вопросы его занятости, общения с коллективом и вожатыми. Можно дать пару дельных советов о том, как найти взаимопонимание со сверстниками. Неплохо будет поговорить с сотрудниками лагеря, чтобы поговорить о моральном состоянии чада.

    Родители должны понимать, что пребывание в группе детей поможет в его социализации, научит общаться, налаживать контакты. Эти навыки необычайно важно во взрослой жизни. Замкнутыми, робкие, стеснительные, некоммуникабельные малыши и подростки должны бороться со своими комплексами, чтобы в дальнейшем избежать одиночества.

    Кроме того, если одного ребенка заберут домой, то это негативно отразится на других чадах. Они тоже захотят домой, будут капризничать и отказываться от занятий, впадут в апатию. У них появится зависть, обида, чувство несправедливости, «синдром брошенности» и так далее.

    Если же слезы малыша имеют под собой вполне конкретные основания, например, его бьют вожатые, сотрудники лагеря не занимаются детьми, ребенок серьезно заболел, то тогда чадо необходимо незамедлительно увозить оттуда. Кроме того, эту неприятную ситуацию нельзя игнорировать, обратившись за помощью в соответствующие инстанции.

    Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Что говорить о детях, если даже взрослые люди, приходящие на новое место работы или едущие отдыхать с незнакомой компанией, думают о том, как сложатся взаимоотношения с новыми людьми. Дети в силу своей большей эмоциональности более остро реагируют. Поэтому, еще до отъезда своего чада в лагерь, поговорите с ним, что может стать причиной конфликта с коллективом. Одной из причин может стать то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее) – проговорите его возможные реакции и действия. Другой причиной может быть несогласие с общеколлективными нормами и правилами. К примеру, девочка не может примириться с тем, что все ее соседки по комнате курят. Ведь не секрет, что дети в лагерях ведут более свободный образ жизни, чем под присмотром родителей. Представьте, звонит девочка домой и говорит: «Мне здесь плохо, со мной не хотят общаться, заберите меня». Вначале разберитесь, что стоит за этими общими фразами, а не говорите: «Пройдет пара дней, и ты привыкнешь». Кто из нормальных родителей захочет, чтобы дочь по приезду из лагеря «привыкла курить»? Только речь не о том, что плохо работали вожатые и воспитатели. Они же не могут 24 часа подряд держать за руку каждого из детей. Тут уже идет речь о том, что вы сами заложили в свое дитя при воспитании. Ведь какая-то девочка начнет курить, какая-то пожалуется вожатому и попросит перевести ее в другую комнату, какая-то уедет домой, а найдется одна непохожая совсем на других и начнет борьбу с курением среди подростков и своей силой, энергией «заразит» других ребят. Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании – это не страшно! И тогда, их можно не только отпустить в летний лагерь со спокойным сердцем, но и во взрослую жизнь.
    По материалам — www.psiholog-konsultant.ru

    Советы психолога

    Поездка в детский лагерь для ребенка – это больше, чем просто каникулы.

    Психолого-педагогическая переориентация поведения детей в рамках применения индивидуального подхода в детском оздоровительном лагере

    Какие случаи из вожатской работы мы рассказываем друг другу? Кто из вас, в течение, нескольких часов пересказывал о том, какой хороший был отряд и что с ним совсем не было проблем? Сколько раз вы вспоминали спокойных и тихих детей? А сколько этих неудержимых созданий, за которыми нужен глаз да глаз, которых за одну смену узнает весь лагерь, истории жизни, которых превращаются в легенды.

    Часто этих детей называют «трудными», а я бы назвал их «особенными», эти дети требуют индивидуального подхода в каждом случае. И сложнее всего в поисках этих путей приходится молодым вожатым. Поэтому, я бы хотел поделиться с вами своим опытом.

    Почему же дети себя плохо ведут? Для ответа на этот вопрос необходимо распознать мотив плохого поведения, для того чтобы найти путь к решению той или иной проблемы. Психологи выделяют следующие основные мотивы и цели:

    1. «Привлечение внимания» – ребенку не хватает родительского тепла, ласки и любви. Тогда он начинает привлекать к себе внимание всеми доступными способами. Легче всего — негативным способом, потому что в коре головного мозга клеток, отвечающих за восприятие отрицательных эмоций, примерно в два раза больше, чем клеток, отвечающих за положительные эмоции. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо уделять ребенку некоторое время заранее, а так же акцентировать своё и внимание окружающих на хороших поступках ребенка, тем самым научив его привлекать внимание, не создавая проблем окружающим и самому себе.

    Пример из практики: У каждого из вас в отряде, наверняка, был такой ребёнок (назовём его Серёжа), который на общем собрании отряда всячески старался привлечь к себе внимание – делал из себя этакого дурачка, клоуна или, наоборот, агрессировал по любому поводу и на всех. Общее собрание всегда из-за него срывалось. Зная о том, что скоро необходимо провести собрание, я заранее обращал своё внимание и внимание большинства детей отряда на Серёжу, разговаривал индивидуально о разных вещах, хвалил при всех за что-нибудь и т.п. Серёжа получал свою порцию внимания и на общем собрании уже вёл себя намного тише.

    2. «Борьба за власть или кто кого?» — наступает в момент, когда взрослый начинает злоупотреблять своей властью, а после провоцируется ребёнком на конфликт и в конечном итоге злится на ребенка. Отличить эту цель от предыдущей поможет наблюдение за поведением ребенка. Если его плохое поведение не прекращается, или приостанавливается, но потом вновь начинается с новой силой, значит, вы приняли его правила игры и вступили в борьбу за власть, в некую игру «кто кого?». Чтобы выйти из этой ситуации необходимо, как можно быстрее прекратить борьбу и начать игру по своим правилам.

    Пример из практики: Саша (8 лет)– довольно самостоятельный мальчик, из обеспеченной семьи, с развитым мышлением не по годам. Но на соблюдение норм и правил реагировал негативно, приходилось долго уговаривать, успокаивать, убеждать. На все уговоры он отвечал «Это я делать не хочу и не буду». Он постоянно провоцировал взрослых (воспитателей и вожатых) на то, чтобы они ему что-то запретили, остановили, сказали «нельзя». Распознав игру «Кто кого?» мы с напарниками договорились не вступать в борьбу с Александром и не говорить «нельзя», не запрещать ничего. Были, конечно, сомнения в действенности метода, но мы, всё же, пошли на риск. Перед сончасом Саша, как всегда, заявил, что спать он не будет, а это означало, что все остальные дети тоже не уснут. Вместо того, чтобы вступить с Сашей в очередную полемику по этому поводу, мы сказали: «Ну, хорошо не спи». Саша сначала не понял такой реакции и решил проверить нас ещё раз, сказав: «Я не буду спать и, вообще, пойду — погуляю». Мы не обратили внимания на эту фразу, лишь коротко с безразличием ответили, занимаясь другими детьми: «Иди, погуляй». Саша в этот момент окончательно понял, что нас не втянуть в борьбу за власть, спокойно разделся и лёг в кровать с полной уверенностью, что он нас «победил».

    3. «Уклонение» — очень часто случается так, что дети отказываются от участия в различных конкурсах, выступлениях. Их отказ связан со страхом неудачи. Переориентировать такое поведение можно следующим образом: необходимо немедленно перестать жалеть этого ребенка, ведь когда мы жалеем ребенка это вызывает его самосожаление и убеждает его в том, что мы в него не верим. В этом случае необходимо дать ребенку такую роль (поручение), с которыми он сможет прекрасно справиться, а после обязательно похвалить его. Переживание ребёнком положительных эмоций, связанных с достижением успеха, подталкивает его на новые свершения.

    Пример из практики: Олег (7 лет) – очень особенный ребёнок. Помимо сильного мотива привлечения внимания у него существовал определённый страх выступления на сцене, выполнения ответственных поручений. Классический способ привлечения внимания негативным образом очень плохо сказывался на общем восприятии этого ребёнка другими детьми и они, готовясь к выступлению, не хотели принимать Олега, усиливая его негативные переживания по этому поводу. С одной стороны – Олег очень хотел оказаться в центре внимания, а с другой стороны – очень боялся сделать что-то не так и обратить на себя гнев всего отряда за сорванное выступление. Как мы – вожатые – вышли из этой тупиковой ситуации? Мы стали давать Олегу такие роли, которые невозможно плохо сыграть, но, в то же время, без них никак нельзя было обойтись – например, роль дерева, или роль директора, который просто сидел и читал книгу, роль Главной волшебной башни и т.п. Постепенно Олег стал более уверенно чувствовать себя на сцене, получал удовольствие от таких ролей, стал более уверенно и адекватно вести себя на отрядных мероприятиях.

    4. «Негативный сценарий поведения». Некоторые поступки детей вызывают в нас спонтанные (неконтролируемые) стереотипные реакции: если ребёнок боится, то мы обычно пытаемся рассеять его страх, если дети дерутся, мы, в первую очередь, пытаемся их отчитать за агрессию, если ребёнок в чем-то провинился — мы его пытаемся наказать. Хотя в этой ситуации можно вожатому воспользоваться методом нестандартного поведения. Существует действенный способ переориентации негативных сценариев поведения ребёнка, который практически всегда является эффективным. Это делание неожиданного. Суть его в том, что вы занимаете неожиданную позицию для ребенка, тем самым изменяя его поведение практически в противоположную сторону, разрушая негативный сценарий.

    Пример из практики: Два подростка постоянно конфликтовали, вступали в драку, их трудно было остановить, прекратить физическую агрессию. В следующий раз, когда девочки из отряда прибежали и рассказали о том, что эти двое опять дерутся, мы с напарником неожиданно для себя и друг для друга, прибежав на место, не стали растаскивать их в разные стороны, а, наоборот, стали кричать: «Давай! Бей его!». Наша реакция так удивила дерущихся, что они остановились и у нас появилась секунда, чтобы их растащить по разным углам и провести профилактическую беседу. Другой пример, девушка из старшего отряда, назовём её Татьяна, постоянно опаздывала на мероприятия, чем сильно подводила весь отряд. Она не могла придти вовремя в силу разных обстоятельств и причин, о которых потом долго рассказывала, мол, я не виновата, это всё…он (они, она, оно) и т.д. Когда в очередной раз наша Танюша опаздывала на мероприятие, где весь отряд должен был выступать, мы договорились со всеми, что не будем спрашивать, почему она опять опаздала. Таким образом, когда она пришла, все занимались подготовкой к выступлению и никто не обратил на неё внимания. Она почувствовала безразличное отношение и то, что отряд спокойно без неё может обойтись на выступлении. Больше Татьяна не опаздывала.

    Подводя итоги статьи, отметим, что все наши «трудные» дети лишь чуточку особеннее остальных и для того, чтобы успешно с ними взаимодействовать, нужно искать к каждому из них индивидуальный творческий подход!

    От чего зависит легкость адаптации

    Но вот путевка куплена, чемоданы собраны, в назначенный день и час ребенок сдан вожатым и посажен в автобус… Ваше чадо отправилось в лагерь, казалось бы, можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы: «Как он там?», «Все ли в порядке?»

    Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают так переживать, что даже срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

    Екатерина, детский психолог, советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой».

    Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй — третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

    Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

    Вожатая Мария делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

    Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

    Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

    Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

    Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это вожатые.

    В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

    Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

    Как выбрать лагерь

    Чтобы ребенку было легче адаптироваться в лагере, выбирая летний лагерь для него, обратите внимание на наличие «классических» преимуществ этого вида отдыха для детей:

    1. Выберите лагерь для своего ребенка, в котором присутствует тематика соответствующая интересам ребенка. Это может быть детский лагерь, в котором есть собственная конюшня, детский лагерь может иметь музыкальную или спортивную направленность. Такой отдых будет полезен и очень интересен ребенку.

    2. Выбирайте детский лагерь, который расширит кругозор вашего ребенка. Особенно интересным и познавательным получится отдых в детском лагере, находящемся в непривычных для ребенка условиях окружающей среды. Например, если ребенок из города отправляется к морю или горам — такая перемена обстановки подарит ему массу новых позитивных впечатлений.

    3. Не забывайте, что детский лагерь — это отличная школа самостоятельности для вашего ребенка. Именно в таких условиях формируется способность принимать самостоятельные решения руководствуясь собственным мнением — это необходимый этап развития ребенка для созревания полноценной личности.

    4. Так же детский лагерь отличный «тренажер» социальных взаимоотношений ребенка и сверстников. Необходимость поддерживать контакты с новыми друзьями вдали от дома так же положительно влияет на социальное развитие ребенка. Так повышается его коммуникабельность и совершенствуется умение общаться с людьми.

    Как помочь ребенку адаптироваться в лагере

    Адаптация — естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых.

    Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

    Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

    Психолог Дарья предупреждает: «Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь».

    Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

    Детский психолог Екатерина советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

    Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

    Несколько советов родителям

    Даже тем родителям, чьи дети не жалуются на лагерную жизнь и не просятся домой, не помешают несколько советов на тему: «Как сделать так, чтобы ребенок полноценно отдохнул и повзрослел»:

    1. Не звоните ему слишком часто в первые дни. Если мамы и бабушки не могут с справиться с волнением, то пусть «связь держат» папы и дедушки.

    2. Используйте другие, менее «тревожные», каналы общения: почту, онлайн-трансляцию, разговор с вожатым.

    3. Утро вечера мудренее. Как правило, большинство «нестыковок» рассасываются сами в течение дня. Пусть ребенок самостоятельно справится с посильными трудностями и получит благодаря этому новый полезный жизненный опыт.

    4. Жизнь в детском лагере – это хороший шанс побыть другим: попробовать то, что в семье, школе, во дворе не получалось. Иными словами, не напоминайте вашему ребенку о старых ошибках, а задавайте вопросы о новых впечатлениях.

    5. Доверяйте вожатым детского лагеря в управлении детской группой: у них накоплен большой опыт. Они знают, как помочь вашему ребенку в затруднительной ситуации.

    Когда лагерь противопоказан ребенку

    Иногда жалобы ребенка на те или иные обстоятельства жизни в лагере вполне обоснованы. Есть несколько причин, по которым ребенку не стоит ехать в лагерь вообще, а если он туда поехал, то лучше его забрать домой.

    От поездки в детский лагерь лучше отказаться в случаях:

    Если ребенок еще дошкольного возраста (до 8 лет). В таком возрасте дети переживают разлуку с семьей особенно сильно, поэтому длительное отлучение от дома, пусть даже с целью организации полноценного отдыха ребенка, не желательно. Именно поэтому не рекомендуется отправлять в лагерь детей младше 7-8 лет.

    Ребенка стоит немедленно забрать из лагеря домой, если:

    1. период адаптации затянулся более чем на две недели;
    2. ребенок постоянно ощущает дискомфорт от смены обстановки;
    3. у ребенка не складываются отношения в коллективе или с вожатыми.

    Другие сложности лагерной жизни

    Психолог Олеся Покусаева обращает внимание на еще несколько моментов сложной лагерной жизни. «Если в школьном летнем лагере ребенок все-таки находится под постоянным контролем родителей, то когда он едет в спортивный или оздоровительный лагерь, тот тут не понятно, чего ожидать. Известны случаи, когда из престижных дорогих лагерей дети сбегали или просили родителей забрать их досрочно.

    Происходит это по разным причинам. Прежде всего, это зависит от особенностей самого ребенка. Если до этого он жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву лагерная жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать нательные вещички (вещи в дороге обязательно помнутся, а чистого белья на весь срок не наберешь).

    Очень важно заранее предупредить ребенка, с чем он может столкнуться и какими способами он сможет решить ту или иную проблему. Подчеркну, сначала он должен попробовать сам решить и только потом обращаться за помощью к вожатым или родителям. То, что мобильная связь сейчас доступна — это здорово. Но многие современные дети настолько привыкли по любому пустяку звонить родителям, что нередки звонки от девочек к мамам с вопросом, какое платье надеть на дискотеку.

    Отправляя ребенка, необходимо сказать ему, сколько денег перечислено на его мобильный счет, сколько стоят входящий и исходящий звонок, как часто он должен выходить на связь.

    Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Поэтому еще до отъезда своего чада в лагерь поговорите с ним, что может стать причиной конфликта с коллективом. Одной из причин может стать то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее); проговорите его возможные реакции и действия.

    Другой причиной может быть несогласие с общими коллективными нормами и правилами. К примеру, девочка не может примириться с тем, что все ее соседки по комнате курят, ругаются матом и убегают ночами болтать с мальчишками. Ведь не секрет, что дети в лагерях ведут более свободный образ жизни, чем под присмотром родителей. Представьте, звонит девочка домой и говорит: «Мне здесь плохо, со мной не хотят общаться, заберите меня». Вначале разберитесь, что стоит за этими общими фразами, а не говорите: «Пройдет пара дней, и ты привыкнешь».

    Кто из нормальных родителей захочет, чтобы дочь, приехав из лагеря, «привыкла курить и ругаться матом»? А ведь курение — это не самая большая проблема, нередки пробы алкоголя, наркотиков и ранних сексуальных контактов. Только здесь речь не о том, что плохо работали вожатые и воспитатели. Они же не могут 24 часа подряд держать за руку каждого из детей. Тут уже идет речь о том, что вы сами заложили в свое дитя. Ведь какая-то девочка начнет курить, какая-то пожалуется вожатому и попросит перевести ее в другую комнату, какая-то уедет домой, а найдется одна, непохожая совсем на других, и начнет борьбу с курением среди подростков и своей силой, энергией «заразит» других ребят.

    Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь».

    Рубрики: Дерматология