• Что требуют от психолога в школе

    Период раннего школьного возраста является одним из самых сложных в процессе воспитания и развития малышей. Психология детей 7-8 лет такова, что им приходится адаптироваться к новым условиям – школьно жизни, привыкать к определенным обязанностям, ритму, распорядку, связанному с учебным процессом.

    С началом школьного периода жизни малыша, его эмоциональное развитие значительно зависит от того опыта, который ребенок получает вне домашних стен. Страхи малыша отражают его восприятие внешнего мира, горизонты которого теперь значительно расширяются. Непонятные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются новыми, более осознанными: визиты к доктору, природные явления, отношения с одноклассниками. При этом страх склонен принимать форму тревоги или беспокойства.

    В этот период дети стремятся занять определенные позиции в системе отношений класса. На эмоциональное состояние малыша все больше влияют его отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебном процессе и взаимоотношения с учителями. На момент прихода в школу отношения детей руководствуются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых.

    Детям 7-8 лет склонны к проявлению непосредственности и доверчивости. Родители должны понимать и принимать эти особенности, бережно относиться к проявлениям искренности, прямолинейности в разговорах и поступках ребенка. При этом процесс обучения в школе и связанное с этим усиленное интеллектуальное развитие создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у малышей, для тонких переживаний, возникающих при общении с природой, произведениями искусства, литературы, живописи, музыки, а главное — с людьми. Эти особенности психологии детей 7-8 лет требуют особого отношения со стороны взрослых – учителей и родителей.

    В этот период у ребенка могут проявиться признаки кризисного периода – манерность, непослушание, кривляние. Эти качества малыш начинает проявлять почти во всем, от выбора одежды, заканчивая выполнением работы по дому. Многим родителям знакома ситуация, когда они часами уговаривают малыша сделать что-либо, например, убрать в комнате, а тот демонстративно игнорирует просьбу, пререкается. Это и есть одно из ярких проявлений так называемого кризиса 7 лет.

    Процесс воспитание детей 7 лет, которые переживают кризисный период, должен быть основан на принципах поддержки ребенка, проявлении понимания, но в то же время жесткости и непоколебимости решений взрослого.
    Взаимодействие с ребенком, переживающим кризис 7 лет, не должно иметь подавляющий характер. Ведь именно протест против воли родителей является основой детского непослушания. Поэтому излишне авторитарный стиль воспитания может лишь усугубить ситуация. Ребенок замкнется, начнет отдаляться от взрослого.

    Рекомендации для родителей детей 7-8 лет
    Основное требование ребенка в этом возрасте – чуть больше свободы, самостоятельности в поведении, принятии решений. Дайте ребенку желаемое, проявите поддержку его стремлениям развивать свою самостоятельность и независимость.

    Примените систему самоконтроля как в учебном процессе, так и в вопросах хозяйственно-бытового характера. Как инструменты самоконтроля используйте дневники – чтения, поведения, спортивных тренировок, работы по домашнему хозяйству. Малыш должен учиться планировать и контролировать свои действия.

    Проблемы, с которыми сталкивается психолог в современной школе

    2. Роль психолога в школе

    3. Проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе

    4. Стереотипные представления о школьном психологе

    С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица «педагог-психолог», многие высшие учебные заведения готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Правительство города Москвы всячески поддерживает молодых специалистов и в материальной, и в правовой сферах. Однако до сих пор отсутствует разработанная методологическая основа деятельности школьного психолога.

    Р.В. Овчарова отмечает, что с 1988 года издано более 40 нормативных документов, касающихся деятельности практических психологов системы образования, сформирована система подготовки и переподготовки этой категории специалистов. Тем не менее, по-прежнему нет ясности и четкости в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач, сложно выделяются собственно психологические вопросы в многообразии школьных проблем.

    Зачастую, приходя в школу, молодому специалисту трудно найти и занять свою нишу в специфической закрытой системе школы. Требуется немало времени на то, чтобы адаптироваться и понять систему образовательного учреждения, определить направления своей работы. Никто не может четко определить цели, задачи и функции психолога. И каждый сам методом проб и ошибок пытается определить круг своих задач.

    Ложные или искаженные представления (стереотипы) о том, кто такой психолог, чем он занимается, существуют и в современной школе, и также значительно тормозят темпы развития психологической деятельности школьного психолога.

    В числе общих трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения при недостаточно качественной профессиональной информации и отсутствии надежной методической помощи со стороны администрации школ и специалистов профильных центров.

    Таким образом, сложность и многогранность работы психолога в школе сталкивается с неопределенностью задач его деятельности.

    2. Роль психолога в школе

    Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа — хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

    Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

    Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

    Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

    Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

    От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

    Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

    3. Проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе

    Работа психолога в общеобразовательных школах характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

    1) Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

    2) Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена спецификой самой школы. Психолог зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету. Не случайно даже специальный стаж работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.

    3) У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

    Учитывая названные особенности, становится понятна актуальность проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье.

    Фаза адаптации на профессиональном жизненном пути неизбежна по двум основным группам причин. Во-первых, социальные нормы учебного заведения, подготавливающего специалистов, отличны от норм коллектива на месте будущей работы. Во-вторых, требуется привыкание ко многим тонкостям работы, которые, даже если и известны со слов преподавателя, еще не превратились в стойкие навыки. Кроме того, работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

    Мы проводили анкетирование среди учителей и воспитателей нескольких учебных заведений. Иметь в школе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

    Среди многих педагогов бытует неправильное представление о роли психолога в образовательном процессе. Им представляется, что он сам, как по мановению волшебной палочки, в одночасье должен сделать из двоечника успевающего, превратить задиру и хулигана в тихого и послушного мальчика, повысить учебную мотивацию и т.д. Со своей стороны, каждый школьный психолог знает, что труднее всего работать с учителями. Мешает их нетерпимость к критике в свой адрес, завышенная и одновременно заниженная самооценка, несклонность к изменениям, уязвимость, закрытость. Поэтому так важно для психолога завоевать учителей, сначала чисто эмоционально расположить их к себе, а затем донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен.

    Особенно благоприятен для взаимодействия этап диагностики, с которого и начинают, как правило, свою деятельность в школе многие психологи. Учителя искренне удивляются, как это за короткое время можно столько узнать о ребенке, выявить причины того или иного поведения, с удовольствием находят ответы на волнующие вопросы. Так, вдруг педагогу становится ясно, почему ребенок учится хуже, плохо запоминает, отвлекается. Такая информация обычно удовлетворяет учителя. Раньше он мог относить промахи ученика на свой счет, а теперь понимает истинную причину такого поведения.

    Но рано или поздно удовлетворение сменяется вопросом: «А что с этим делать?» И вот тут-то и возникают сложности. Учитель ждет, что психолог скажет ему нечто такое, что, например, облегчит его работу с так называемыми «трудными», а еще лучше — сам решит все проблемы. Но психологу без взаимодействия с учителем не добиться успеха. Во-первых, он может заниматься с ребенком один-два раза в неделю и наедине, тогда как учитель общается с ним ежедневно и в коллективе сверстников. Во-вторых, учитель — более значимая фигура, чем психолог, и слово, сказанное им, да еще при одноклассниках, имеет гораздо больший вес. В-третьих, общение учителя и ученика происходит в процессе учебной деятельности, которая тоже имеет большое значение. Так что все усилия психолога, например, стремление повысить самооценку ребенка, могут быть сведены на нет одним только замечанием учителя.

    Или другой пример. Учитель жалуется на плохую память ученика. Успех возможен лишь при согласованных действиях. Но такие действия требуют усилий не только психолога, но и педагога. А вот к этому он чаще всего и не готов. К примеру, психолог может подсказать педагогу, что надо делать, но часто он не знает, как это реализовать на конкретном уроке, так как не владеет дидактикой предмета. Здесь уже должен проявить творчество учитель, но мы знаем, что далеко не каждый способен на это. Допустим, эта трудность преодолена, психолог, ознакомившись с методикой преподавания данного предмета, совместно с учителем готовит урок, учитывающий индивидуальные особенности детей. Но ведь такой урок далеко не сразу даст видимые результаты. Во-первых, потому что ученики поначалу окажутся в не привычной для них ситуации, и их деятельность на первых порах может сначала ухудшиться. Во-вторых, и учитель чувствует себя не совсем уверенно, ему может показаться, что урок теряет свою целостность. К тому же со стороны такой урок зачастую выглядит не очень убедительно. Нужно время, чтобы убедиться в его преимуществах, но поскольку педагогу важна внешняя оценка его деятельности, то он не желает ждать.

    К тому же учет индивидуальных особенностей школьника при построении урока требует сил и профессиональной компетентности, и усилия учителя должны найти поддержку администрации — моральную, материальную, организационную, скажем, составлением удобного расписания. Но подобную поддержку педагоги получают редко, и в таких условиях лишь немногие решатся последовать советам психолога. Более того, зная причины отклонений учащихся в учебе или поведении, представляя, что надо делать, чтобы их устранить, но не имея для этого ни условий, ни стимулов, они начинают испытывать дополнительную неудовлетворенность своей работой. А так как претензии к администрации не каждый решится выразить, то их чаще всего обращают опять же к психологу: «Лучше бы я ничего не знала. Раньше, без ваших психологических заморочек, жить было легче».

    Но даже если в школе созданы условия для овладения новыми педагогическими технологиями, существуют трудности иного рода — личностные проблемы учителей. Например, учитель — авторитарная женщина, говорит громким голосом, предпочитает замечания поощрениям, а ученица — ранимая девочка, которая повышенный тон учителя воспринимает как наказание, теряется, отказываясь выполнять задание. Она не успевает по данному предмету, хотя интеллектуально развита. Как тут быть? Захочет ли учитель (особенно с солидным педагогическим стажем) менять свое поведение? Скорее всего, не захочет, заявив, что не может подстраиваться под отдельного ученика, пусть уж перестраивается эта девочка.

    Другой пример. Учитель — человек энергичный и эмоциональный, ведет урок в быстром темпе, искренне радуется ученикам, готовым всегда ответить первыми. Но есть в классе мальчик по натуре своей медлительный, апатичный. Он не глуп, но, что называется, тугодум. Его медлительность раздражает учителя, он считает, что мальчик неспособный и не хочет стараться. Ребенок испытывает чувство неуспеха, так как таких заданий, которые требуют времени на обдумывание, в которых как раз он мог бы проявиться, учитель дает мало. Осознание проблемы тоже не является ее решением: «Что же я из-за него должен тянуть время для всех остальных? А потом не успею пройти программу».

    Мы описали наиболее поверхностные проблемы несоответствия индивидуальных особенностей учителя и ученика. Существует ряд более глубоких личностных проблем педагога, которые он переносит на взаимоотношения с детьми. Например, самоутверждение за счет учащихся, проецирование на них собственных недостатков, семейных конфликтов, прочих личных неурядиц. Эти проблемы, как правило, не осознаются педагогами и мало анализируются с профессиональных позиций. В ряде случаев учителя нуждаются в психотерапевтической работе по осознанию глубинных причин, лежащих в основе их профессиональной деятельности, преодолению собственной запрограммированности. Однако такую работу, вероятно, лучше проводить за рамками учебного заведения, так как терапевтические отношения между педагогом и психологом могут отражаться на их профессиональном взаимодействии. По нашему опросу, готовы работать с психологом над своими личностными проблемами только пять процентов педагогов. И вот что примечательно: это наиболее успешные педагоги, готовые признать свои промахи. Как правило, работа с ними и дает определенные результаты. Но здесь и возникает конфликт психолога с администрацией, ведь руководители школы как раз стремятся к тому, чтобы он прежде всего работал с теми, у кого часто возникают недоразумения с учениками, низкая успеваемость и т.д. Есть ли выход из такой ситуации? Конечно, психологу необходимо понимать, что работа с учителями — очень тонкое, деликатное дело, требующее от него не только общепсихологических знаний, но и знаний основ дидактики, психотерапевтической компетенции, владения навыками проведения тренингов. Кроме того, чтобы педагог, который часто старше психолога, пришел к нему, не испытывая страха за то, что раскроются его личные проблемы, нужно время и доверие. А это такая работа, которую трудно уложить в какие-то временные рамки, она требует терпения, настойчивости, взаимопонимания. Поэтому залог успешной работы психолога с педагогическим коллективом, а следовательно, и с учащимися прежде всего в понимании и поддержке целей и задач его деятельности со стороны администрации. Не надо требовать от психолога быть цензором педагогов. Не следует ждать от него быстрых видимых результатов, а создавать условия и стимулы для выполнения всех рекомендаций.

    Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогическим коллективом:
    • Участие психологов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
    • Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
    • Проведение психологических тренингов и видеотренингов с педагогами, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, «я-сообщение» и т.д.
    • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
    • Индивидуальные консультации для учителей и воспитателей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
    • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
    • Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
    • Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
    • Проведение сеансов психологической разгрузки.
    • Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
    • Психотерапевтическая работа с педагогами. Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности.

    Презентация была опубликована 4 года назад пользователемПотап Чернов

    Похожие презентации

    Презентация 9 класса по предмету «Экономика» на тему: «Профориентация в 9 классе Подготовила психолог школы 9 Адам Е.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Профориентация в 9 классе Подготовила психолог школы 9 Адам Е.В.

    2 Содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Готовность к выбору профессии -это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во-вторых. Осведомленность ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. В книге Максуэла Мольца « Я- это Я, или как стать счастливым »( М.,1994) рассказывается о «психокибернетике » : « Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, « направленный на заданную цель механизм », как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как « механизм успеха » или «механизм неудач», в зависимости от кого, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели ( с.21 ).

    3 Умные – это те, кто зарабатывает своим умом, а мудрые – те,на кого эти умные работают.

    4 Стремление к позитивной цели –ключ к счастливой жизни « Человек – существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели ; он живет нормально и естественно, когда со сориентирован на определенную цель. состояниЕ СЧАСТЬЯ И ЕСТЬ ПРИЗНАК НОРМАЛЬНОЙ,ЕСТЕСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым » ( с. 98 ).

    5 Самоопределение учащихся Из перечисленных ответов учащихся было взято количественное отношение по сравнению с более низкими показателями. После окончания школы половина класса хочет поступать вузы. На выбор профиля обучения у учащихся повлиял фактор- профессия родителей. По мнению учащихся сегодня следует предпринять для успешной карьеры в будущем : завести полезные знакомства, определить место своего дальнейшего профессионального обучения, внимательно следить за тем, какие профессии больше всего ценятся в современном обществе.Для успешной реализации своих планов в будущей профессиональной деятельности и профессиональном росте учащиеся хотели получить трудоустройство по полученной специальности, возможность получения дополнительного образования, возможность получения бесплатного профессионального образования. вопрос : Что привлекает в школе ? ответ : больше половины учащихся — возможность поступления в вуз, хорошие учителя, хорошие отношения с друзьями. Укажите, каков, по вашему мнению, уровень соответствия содержания предлагаемого Вам образования вашим ожиданиям.? Ответ : выбрали средний уровень- 10 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания Вами математики ?. Ответ : выбрали средний уровень — 10 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания Вами иностранного языка.? Ответ : выбрали средний уровень – 9 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания Вами литературы.? Ответ : выбрали средний уровень – 8 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации Вами своей учебной деятельности дома ? Ответ : выбрали высокий уровень -7 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень развития Ваших умений общаться со сверстниками.? Ответ : выбрали высокий уровень – 6 учащихся. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень развития Ваших умений общаться с учителями.? Ответ : выбрали средний уровень -7 учащихся. Укажите, каков. по Вашему мнению, уровень учета Ваших интересов в процессе обучения в школе. Ответ : выбрали средний уровень – 9 учащихся.

    6 Психотехника « Чего я хочу ?» Нужно взять бумагу и карандаш. Написать список того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, кем хотите стать, где жить,чем заниматься, что иметь. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам : Формулируйте свои мечты в позитивных терминах,не пишите,чего бы вы не хотели, но только то,к чему вы стремитесь

    7 Будьте предельно конкретны : постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит,как на ощупь, чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели Постарайтесь составить ясное представление о результате : что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился. важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас ; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо ; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам,исходить от вас, быть вашим Спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям ; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

    8 Ты и твоя будущая профессия 1. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная. Человек — природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. 2. Человек-техника. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты – важное условие успеха в данной области. К профессиям этого типа относятся: пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. 4. Человек — знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 5. Человек — художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Склонность к одиночеству и впечатлительность, чувственность нервной системы, потому что именно эти чувства находят выражение в произведениях искусства. Это приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Также необходимо взвесить и оценить свои способности, природные задатки.

    9 Рейтинг профессий Рейтинг востребованости профессий Торговый представитель Менеджер по продажам Бухгалтер Финансовый директор Инженер Программист Бренд-менеджер Специалист по рекламе Системный администратор Специалист по налогообложению Арт-директор Менеджер Интернет — проектов Аудитор Логистик Корпоративный юрист Рейтинг выездных профессий Солист оперы и балета, артисты оркестра Радиоинженер Специалист по аэрокосмической технике Математик-кибернетик Программист Физик-атомщик Аграрий, ветеринар Преподаватель химии, металлообработки Эколог Инженер лесного хозяйства Биолог Врач-рентгенолог Инженер по биомедицинской технике Инженер-кораблестроитель Инженер-химик

    10 Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо». Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д. Могу — это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо — это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос. Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Давайте сначала остановимся на типичных ошибках, которые вы должны избежать при выборе профессии вашим ребенком.

    11 Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо». Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д. Могу — это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо — это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос. Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Давайте сначала остановимся на типичных ошибках, которые вы должны избежать при выборе профессии вашим ребенком.

    12 журналист Виды ответственности: посещение мест, где происходят важные события, присутствуют интересные личности; интервьюирование людей; видео- и фотосъемки, звукозапись с мест событии; монтаж материала, написание текстов и сценариев; анализ развития события; оценка ситуаций; изучение сопутствующей информации; подготовка статей, отчетов, видео- и фотосюжетов; сотрудничество и общение с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами, отелями, ресторанами, агентствами новостей, профсоюзами, учебными заведениями и т.п., а также с различными представительствами и посольствами зарубежных стран; участие в пресс-конференциях, экономических, политических, культурных, спортивных событиях, в различного рода демонстрациях, парламентских сессиях, судебных заседаниях, военных операциях, в работе бирж, встречах акционеров, церковных службах и т.д. Описание видов работ: Телевидение, радио, всевозможные издания нуждаются в новом поколении журналистов, способных оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее и талантливо подавать события в средствах массовой информации. Работа журналиста насыщена событиями и людьми, что требует от него точной оценки, разнообразных и адекватных действий, оперативности в фиксации материала, оригинальности и объективности в его обработке. Работая с традиционными средствами обработки материалов, журналист прежде тратил до трех дней на подготовку одного репортажа. Сегодня, используя современную компьютеризованную технологию, он делает это за три часа. Именно поэтому журналисту сегодня необходимо иметь технические способности, уметь осваивать новые технологии. Однако первое и главное требование к журналисту — объективность, соединенная с высоким чувством ответственности.

    13 Офицер военаяслужба Виды ответственности: подготовка молодых солдат; консалтинг; анализ военных акций; оценка возможностей зарубежных армий; разработка военных планов, документов; общение и сотрудничество с другими офицерами; организация военной службы и быта солдат; работа в офисе. Описание видов работ: Описание видов работ: Служба в различных родах войск весьма различна. Даже в одном роде войск, например, сухопутных войсках, одни строят мосты, другие осваивают современные танки. Всюду есть инструкторы, инженеры, врачи, специалисты по компьютерам, экономисты, судьи и т.д. : Образование: Военное училище либо академия. Место работы: Офицер, как правило, несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта. Возможная карьера: Карьера офицера регулируется условиями воинской службы. Она зависит от выслуги лет и способностей офицера. Тенденции: По общему признанию экспертов, Российская Армия находится накануне своего реформирования. Характер и формы такой военной реформы станут очевидны в ближайшие годы.

    14 Личностные качества: здравый смысл; сильный и твердый характер; гибкость; неприятие коррупции; патриотизм; качества лидера; общительность; терпеливость; бережливость; сочувствие людям; физическая выносливость. Общепрофессиональные умения и навыки: самомотивация; готовность работать вне офиса; организационные способности; умение убеждать; умение ставить и решать проблемы; готовность работать в экстремальных ситуациях; умение работать в команде; готовность служить; навыки практической психологии; наличие профессионального чутья; отличное знание всех направлений своей службы; базовые знания в психологии, истории, экономики; владение техническими средствами.

    15 Ролевая игра.Встреча с работодателем Двое участников поочередно пытаются устроиться на работу, проигрывают ситуацию встречи с работодателем. Главная задача исполнителя роли – заинтересовать работодателя, вызвать у него желание принять вас на работу. Задача исполнителя роли работодателя состоит в том, чтобы быть достаточно требовательным. Остальные присутствующие затем отвечают на вопросы: насколько, с их точки зрения, верно вели себя участники игры, кто был более убедителен? Надеюсь, что знания, полученные во время нашей беседы, помогут вам успешно справиться с поставленной целью, и вы получите желаемое место работы. Необходимо помнить следующее: не бывает второго случая произвести благоприятное первое впечатление. Запомните, 80% вашего успеха — это именно то впечатление, которое вам удалось произвести. И учтите, что на эту спринтерскую дистанцию вам, очевидно, всего 15 секунд. Поэтому продумайте

    16 «Займись таким трудом, который приносил бы тебе честь и доход».

    3. Проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе

    Работа психолога в общеобразовательных школах характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

    1) Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

    2) Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена спецификой самой школы. Психолог зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету. Не случайно даже специальный стаж работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.

    3) У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

    Учитывая названные особенности, становится понятна актуальность проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье.

    Фаза адаптации на профессиональном жизненном пути неизбежна по двум основным группам причин. Во-первых, социальные нормы учебного заведения, подготавливающего специалистов, отличны от норм коллектива на месте будущей работы. Во-вторых, требуется привыкание ко многим тонкостям работы, которые, даже если и известны со слов преподавателя, еще не превратились в стойкие навыки. Кроме того, работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

    А.Г. Грецов выделяет несколько основных групп проблем, с которыми столкнется любой молодой психолог, начинающий работать в школе:

    1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

    2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей профессиональной деятельности в условиях школы.

    3. Проблемы интеграции в педагогический коллектив, взаимодействия и взаимопонимания с учителями и с администрацией.

    4. Эмоциональные проблемы, связанные с освоением новой социальной роли.

    Сложности профессионального плана в значительной степени обусловлены очень широким спектром работы школьных психологов. М.Р. Битянова выделяет следующие основные направления деятельности школьного психолога:

    — Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками

    — Консультирование и психологическое просвещение школьников, их родителей и педагогов

    Чтобы успешно справляться с этими направлениями работы, психолог должен хорошо владеть прикладной психодиагностикой, индивидуальным и семейным консультированием, навыками групповой психотерапевтической работы. Все это необходимо знать и уметь применительно к клиентам в возрастном интервале от поступающих в школу шестилеток до учителей и родителей предпенсионного возраста.

    Но вся работа школьного психолога еще не сводится к этим основным направлениям. Например, иногда психологи также помогают учителям в проведении психолого-педагогических исследований (требуется хорошее знание научной методологии и математической статистики) и проводят психологические практики для студентов (помимо широкой общепрофессиональной эрудиции, это требует знания методики преподавания психологии в высшей школе). Кроме того, есть еще выступления на семинарах и педсоветах, участие в проведении родительских собраний, кружковые занятия по психологии для школьников и т.д.

    Понятно, что такой широкий спектр работы доступен далеко не для всех даже вполне состоявшихся психологов. Естественно, даже очень способному молодому специалисту не удается работать сразу одинаково профессионально на всех названных направлениях. А поскольку контроль деятельности школьных психологов осуществляется обычно не очень глубоко, существует опасность перехода к поверхностному выполнению профессиональных обязанностей. В то же время, при добросовестном отношении к работе она служит мощнейшим стимулом к самообразованию и профессиональному совершенствованию.

    Вероятно, начинающим специалистам следует рекомендовать на первых этапах все же ограничивать свои направления работы, даже если администрация будет против, утверждает А.Г. Грецов. Например, можно начать работу с какой-то конкретной параллели классов, а уже потом распространять ее на другие возраста. Такой путь закрыт в том случае, когда в школе до прихода туда молодого специалиста уже существовала развитая психологическая служба, и новый психолог оказывается в роли преемника. Тогда адаптацию может существенно облегчить налаженный контакт со специалистом, ранее работавшим в этой школе. В противном случае преемственность в работе вряд ли реализуется.

    Что касается проблем организационного характера, то, прежде всего, они возникают в связи с организацией условий работы. Согласно теоретическим представлениям, как пишет Р.В. Овчарова, школьный психолог должен располагаться в 2-х комнатном кабинете, одна из комнат которого имеет сложное художественное оформление, несколько режимов освещения и стереозвук, а во второй находится ряд приборов, закрытый шкаф для хранения психодиагностических методик и т.д. Однако рассчитывать на такие условия в рамках общеобразовательной школы вряд ли целесообразно. Дело тут не только и не столько в экономических причинах, сколько в отсутствии таких помещений в обычных школьных зданиях. Но отдельный благоустроенный кабинет для полноценной организации работы психолога жизненно необходим, в противном случае эффективность работы ставится под сомнение.

    Кроме того, необходим довольно широкий набор оригинальных психодиагностических методик. К сожалению, по большей части работа осуществляется с помощью самостоятельно сделанных компьютерных распечаток и ксерокопий, что негативно влияет на результативность и надежность данных, полученных с помощью методики.

    Как и любая профессиональная деятельность, работа школьного психолога должна четко планироваться. Это определяется не только необходимостью такого плана для системной организации своей деятельности, но и требованиями школьной администрации. План работы психологической службы утверждается директором и является документом, обязательным для выполнения. Конкретное содержание и форма оформления этого плана может быть разнообразной, что зависит главным образом от социального заказа и пожеланий администрации к работе психолога в данной школе, а также от принятой в школе формы оформления документации. Обычно в плане, по которому работает психологическая служба, отражены следующие составляющие:

    3. Форма работы (индивидуальная или групповая)

    4. Классы, в которых проводится работа

    5. Сроки выполнения работы

    Для консультирования, проведения социально-психологических тренингов и занятий по психокоррекции в плане отводится еженедельное фиксированное время, остальные виды работ выполняются в рабочие часы по предварительному согласованию с учителями и администрацией.

    Интеграция психолога в педагогической коллектив происходит довольно легко в том случае, если в школе и ранее существовала психологическая служба, сформировавшая к себе положительное отношение. Если психологической службы ранее не было, целесообразно начать свою работу с того, что подробно ознакомить коллектив с задачами и направлениями работы школьного психолога. Возможно, такая рекомендация звучит несколько ненаучно, однако желательно начинать свою работу с тех ее разновидностей, которые находятся на виду у большей части педагогического коллектива (например, выступления на педсоветах, проведение психологических семинаров). Это позволит учителям лучше узнать своего психолога и будет способствовать адекватному формированию его профессионального имиджа.

    Если педагогический коллектив не отличается высокой внутренней конфликтностью и не имеет стойкого предубеждения против психологов, то процесс интеграции в него не представляет для молодого специалиста больших сложностей. В противном случае его положение гораздо менее благоприятное.

    Некоторые сложности может вызывать нахождение взаимопонимания с учителями в плане определения “социального заказа” и представления результатов работы. Обычно учитель приходит к психологу примерно со следующей просьбой: “У меня с классом (конкретным учеником) что-то не так. Посмотрите, пожалуйста. Когда Вы придете протестировать класс (возьмете протестировать ученика)?”. При этом подразумевается, что психолог проведет какую-то диагностику, даст все результаты учителю и популярно объяснит, что делать с нерадивыми учениками. Попытки выяснить, что же именно по мнению учителя следует “посмотреть”, чаще всего приводят только к ответу: “Это — на Ваше профессиональное усмотрение”. Обращение к психологу формулируется как жалоба, от него ожидают конкретного “диагноза” и советов. Учителям не всегда бывает легко объяснить, что выполнение такого пожелания далеко не всегда возможно, а если и возможно, то совершенно несовместимо с нормами профессиональной этики психолога, как замечают авторы книги «Словарь-справочник по психодиагностике» Бурлачук Л.Ф. и Морозов С.М..

    Что касается возможности возникновения эмоциональных проблем, связанных с освоением новой социальной роли психолога, то в какой-то мере они неизбежны просто в связи с тем, что приход на любую новую работу — это всегда стресс. Применительно к работе психолога в школе этот стресс усиливается несколькими факторами. Например, тем, что в школе очень высокий уровень шума (особенно на переменах), дети бегают по коридорам в разных направлениях и т.п. Адаптация к этим факторам происходит быстро, сами учителя давно привыкли к таким условиям, однако на непривычного человека они действуют весьма угнетающе.

    Кроме того, эмоциональную нагруженность работы школьного психолога усиливает множество нестандартных ситуаций, обостренное чувство профессиональной ответственности и необходимость выполнять много видов работы, не во всех из которых чувствуется достаточная собственная компетенция. Так что не случайно стрессоустойчивость называется З.В. Овчаровой в ряду личностных качеств, наиболее актуальных для психолога (любого, а не только школьного). Если специалист обладает этим качеством и достаточно подготовлен к работе в профессиональном и личностном плане, то у него эмоциональные сложности не окажутся особо острыми и быстро исчезнут. Если же профессиональное становление пойдет в эмоциональном плане не столь успешно, то целесообразно своевременно обратиться за помощью к коллегам, а не накапливать проблемы и проецировать их на своих клиентов и школу в целом. Впрочем, бывает, что человеку в силу личностных особенностей или области интересов успешно адаптироваться к работе психологом в общеобразовательной школе так и не удается.

    4. Стереотипные представления о школьном психологе

    Опираясь на исследование санкт-петербургских авторов А.Г. Грецова и А.Е. Ангервакс (2000 г.), можно сказать, что у большинства младших подростков уже имеются вполне конкретные представления о том, кто такой психолог и что он должен делать. Но зачастую эти стереотипные представления настолько неадекватны, что лучше бы их совсем не было. Ведь изменить уже имеющееся убеждение всегда сложнее, чем сформировать новое. В результате многие попытки пропаганды психологических знаний среди подростков оказываются малоэффективны, так как любая исходящая от психолога или относящаяся к нему информация воспринимается подростками через призму своих убеждений.

    Авторы приводят следующие выявленные ими стереотипные представления о представителях профессии «Психолог»:

    — 47,5% испытуемых воспринимают психолога как врача, медицинского работника. Чаще всего такой “врач” занимается в представлении подростков лечением психических нарушений (“психологический доктор”, “лечит психов”, “излечивает людей от невменяемых состояний”, “лечит сумасшедших”). Некоторые подростки дают недифференцированные ответы (“доктор”, “лечит без лекарств”, “свое время посвящает больным”), деятельность психолога как врача не является в их понимании избирательно связанной со сферой психики;

    — 14%: психолог — это ученый, занимающийся психикой — “изучает психологию человека”, “изучает поведение людей”;

    — 10%: психолог как специалист, оказывающий какую-либо психологическую помощь — “принимает, выслушивает и дает советы”, “успокаивает людей” и т.п.;

    — 6%: психолог как учитель — “точно такой же учитель, но с другим образованием”, “учитель по психике”;

    — 22,5%: представления о работе психолога не сформированы или полностью неадекватны. Эти представления обычно положительно (“хороший человек”, “сказочник здоровья”, “психолог — это круто!”) или отрицательно (“психолог — это псих”) эмоционально окрашены, реже безразличны (“человек”, “знает, у кого какие нервы”, “проверяет человека, если у него плоскостопье”).

    Эти данные дают понять, что представления о деятельности психологов отсутствуют менее чем у 1/4 наших испытуемых, у остальных определенные стереотипы на этот счет уже сформированы. Однако они относительно адекватно отражают суть деятельности практических психологов лишь у 10% испытуемых. Еще 20% воспринимают психолога как ученого или учителя. Конечно, во многих случаях это верно, но такой психолог — уже не тот человек, к которому можно обратиться с личными проблемами. Почти половина испытуемых демонстрируют наиболее распространенный стереотип в отношении психолога — они воспринимают его как врача, лечащего людей с психическими отклонениями. В качестве причин, которые могли бы побудить обратиться к психологу, эта группа испытуемых обычно указывает нарушения психики.

    Широкое распространение неадекватных социальных стереотипов в отношении психологов, по мнению авторов, не может не препятствовать обращению подростков к представителям этой специальности. А это влечет за собой неэффективность работы психологической службы в школе. Одним из выходов из этой ситуации авторы видят в пропаганде психологических знаний еще в начальной школе, до начала подросткового кризиса.

    Рассмотренный в данной работе круг трудностей, встречающихся на пути психолога-практика, работающего в школе, конечно, не является полным. Лишь отчасти были затронуты такие важные темы как методология деятельности психолога, его роль и задачи в системе образовательной школы, проблемы профессионального плана, организационные, связанные с интеграцией в педагогический коллектив, эмоциональные, а также стереотипные представления подростков о психологе как профессии.

    1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ., 1999.

    3. Грецов А.Г. Проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательной школе (http://www.psychology.spb.ru/students/gretsov/gretsov3.htm)

    4. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему «наши проблемные подростки» редко обращаются за помощью к психологам (http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/c2.htm)

    5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

    6. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. М., 1991.

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Выполнила учитель начальных классов,

    руководитель ШМО нач.кл.

    МБОУ СОШ № 6 г. Пушкино

    Панарина Ольга Ивановна

    Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе

    Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе.

    Ключевые слова: школьная адаптация, младшие школьники, критерии адаптации, условия адаптации первоклассников.

    Начало систематического обучения в школе значительно меняет условия жизни и деятельности ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменениям подвергается вся жизнь школьника: все его внимание сосредоточено на учебе, школе, школьных мероприятиях, отношениях с учениками и педагогами.

    Данный период является значимым и вместе с тем очень трудным периодом в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первого дня ставит перед школьником различные задачи, с которыми он раньше не сталкивался, и, следовательно, которые требуют от него приложения физических, интеллектуальных и психологических усилий. В современных условиях затрудняют эту задачу: снижение воспитательного воздействия семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника о мире и себе в частности, в связи с этим ему требуется помощь в адаптации к условиям школы и школьного коллектива, то есть помощь в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем.

    Современные психолого-педагогические данные показывают, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, то у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое; у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Обучение в школе требует от ребенка активного решения новых и непростых коммуникативных задач, обусловленных необходимостью организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемых материалов. Поэтому очень важно развить у ребенка полезные навыки общения со сверстниками и взрослыми, что будет предпосылкой формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.

    Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе.

    Адаптация первоклассников делится на этапы.

    Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу

    Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

    Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации [1, c. 245].

    Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

    Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера и в семье и в школе.

    По мнению В. Р. Ясницкой, подавляющее большинство первоклассников готовы к обучению в школе. Желание получения новых знаний и опыта, осмысление важности изменения прежнего статуса: «я уже ученик!», готовность выполнять поставленные перед ним задачи, помогают ребенку сознательно принимать требования, предъявляемые учителем, касающиеся его взаимоотношений со сверстниками, поведения, нового режима дня, получаемых знаний, иерархии дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника, но он воспринимает их как общественно значимые и необходимые, что облегчает процесс его социальной адаптации и социализации в целом [3, с.57].

    Важно так же понимать, что требования соблюдения определенных правил и норм поведения первоклассником не должны носить эпизодический характер и зависеть от настроения. Учитель начальных классов должен четко и конкретно разъяснить предъявляемые требования не только самим ученикам, но и их родителям. Важным условием адаптации детей так же служат разъяснительные беседы социального педагога и психолога как с учениками, так и с родителями [6, с.44].

    Школьник, который не знает, что можно ожидать от учителя, и какую деятельность он может выполнять сам, начнет выяснять данную информацию методом проб и ошибок. С. Храмова приводит такой пример данной ситуации: «я сделал что-то — учитель молчит, теперь это — тоже молчит, а вот теперь получил замечание, значит «это» делать мне нельзя». Если у педагога не сложилось четких критериев, то в другой раз он может «это» пропустить и не сделать замечания, а сделать замечание за «то», на что в прошлый раз даже не обратил внимания. Вследствие этого, ребенок долго будет определять методом новых проб и ошибок [5, c. 119].

    Требования соблюдения правил и норм, принятых в школе, не должны обращаться для ребенка некими запрещениями и вызывать негативное отношение. Наоборот, дети при помощи педагогического коллектива школы и родителей стараются разобраться и постичь правила, выделяя наиболее важные, наиболее значимые. Коллективу школы важно давать первоклассникам не только знания о нормах и правилах поведения уже в первые дни обучения, но и спланировать и построить процесс воспитания так, чтобы он содействовал возникновению и развитию у ребенка определенных нравственно этических заключений.

    М. М. Безруких подчеркивает, что подавляющее большинство детей шести — восьми летнего возраста быстро осваиваются в новом коллективе, знакомятся, строят взаимоотношения, осуществляют совместную деятельность, но все же заметны элементы конкуренции и соревновательности. Некоторые первоклассники испытывают проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности. Учитель начальных классов, социальный педагог и психолог должны организовать знакомство детей, создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания [2, с.249].

    Л. П. Баданина, говорит о том, что в формировании взаимоотношений и продуктивной деятельности между детьми, а так же самого отношения к школе и педагогическому коллективу, важную роль, на этапе адаптации к школе, играет не только школьный педагогический коллектив, но и родители первоклашек. Так как каждый из родителей проходили обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни учеников [4, с. 117].

    В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают адаптацию [3, с.120].

    От взаимоотношения педагога и ученика во многом зависит психологическая адаптация первоклассника. В связи с поступлением в школу, педагог является неким авторитетом для ребенка, который отодвигает на второе место даже авторитет родителей. Педагог не просто взрослый человек, а авторитетный наставник, который требует соблюдения правил поведения. Первоклассники прекрасно осознают данный факт. Они осознают дистанцию, которая есть между ними и педагогом, принимают его статус и отличают его от других взрослых. Так же нужно учесть тех детей, которые не осознают условность отношений между учителем и учеником (в основном это дети шести лет). В таких случаях педагогу не нужно наказывать,ему необходимо завоевать доверие. Поэтому важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Большое значение во взаимоотношении педагога и ученика, а так же учеников между собой, имеет оценка учителем успехов и неудач ребенка. Психологические особенности восприятия первоклассником оценки может автоматически перенестись на оценку его личности в целом. Этому так же содействует реакция, как сверстников, так и близких ему людей.

    Все эти факты, по мнению М. В. Шакуровой, свидетельствуют об огромной ответственности, которую несет педагог за ту или иную оценку как личности, так и деятельности ребенка [5, с.121].

    Рассмотрев процесс адаптации, как психолого-педагогическую проблему и связав с психолого-педагогическими особенностями первоклассников, можно выделить условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе к школьному обучению :

    1. Посещение детьми детских садов.

    2. Использование спортивных упражнений на уроках.

    3. Активный отдых на свежем воздухе во время перемен.

    4. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.

    5. Сокращение времени урока.

    6. Чередование уроков по их сложности.

    7. Организация активного досуга первоклассника.

    8. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.

    9. Руководство учителем всех школьных процессов и его компетентность в отношении с учениками.

    10. Положительное отношение семьи к новому статусу ученика.

    Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды первоклассников к начальному школьному образованию должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

    1. Организация режима школьной жизни первоклассников.

    2. Создание предметно-пространственной среды.

    3. Организация оздоровительно – профилактической работы.

    4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

    5. Организация внеучебной жизни первоклассников.

    6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

    7. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

    В современных школах, на начальном этапе адаптации первоклассников не используются отметки для оценивания деятельности детей, так как такая ситуация может стать психотравмирующей, а вследствие этого, вызвать затруднение в адаптации к школе. Но на практике педагогам трудно отойти от такого эффективного метода оценивания, поэтому на замену оценкам приходят различные картинки, значки, символы.

    Несомненно, что успехи каждого учащегося должны быть замечены педагогом, а вот неудачи, недочеты и недостатки делать достоянием общественности не стоит.

    Первоклассники остро ощущают даже самую малую несправедливость со стороны педагога, потому что находятся в некой эмоциональной зависимости от него. Часто в корне неправильным и ухудшающим адаптацию ребенка является то, что педагог недоволен учеником, который нарушает принятые в школе требования и нормы, и высказывает свое отношение непосредственно к личности ребенка, а не к конкретному поступку [6, с. 384].

    Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что показателями адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.

    Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

    Таким образом, главным условием успешной адаптации первоклассников в начальной школе должно стать создание адаптивной системы обучения через личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.

    Агапова, Е. М. Значение психолого-педагогической поддержки развития социально-личностных компетенций школьников // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. — Самара, 2012.

    Ермакова, И. Цена адаптации и как ее снизить // Народное образование . — 2012. — № 4. — С. 248-256.

    Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2013. – 471 с.

    Кулагина, И. Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 113-123.

    Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. — 2011. — № 3. — С. 118-121.

    Психология и педагогика : учебник. — М. : Юрайт, 2013. – 609 с.

    В Минобрнауки России поступила обращение от Молодой гвардии ЕР с предложением вернуть во все школы обязательную ставку психолога.

    По данным «Молодой гвардии», в настоящее время психологи работают «далеко не во всех школах».

    В общеобразовательных учреждениях необходимы специалисты, которые смогли бы не только квалифицированно подходить к вопросу разрешения проблем, обозначенных самими школьниками, но и наблюдать за теми, кто находится в группе риска, своевременно реагировать на сигналы, поступающие от педагогов или одноклассников того или иного подростка. Именно поэтому мы выступаем с предложением к Министерству образования и науки РФ о повсеместном возвращении ставки психолога в школах», — приводит пресс-служба слова председателя координационного совета «Молодой гвардии» Дениса Давыдова.

    По его словам, инициатива была выдвинута в связи с явным ростом количества проблем, вызванных в том числе отсутствием своевременной психологической диагностики и помощи подросткам. Также Давыдов отметил, что

    некоторым школьникам необходима психологическая поддержка и в период подготовки к выпускным экзаменам.

    Соглашусь, что логопед нужен..а вот психологи..ни разу за 25 лет работы в школе не видела пользы от психологов, хотя перевидала множество, даже кандидатов наук. а вот вред некоторые из них реально приносили, особенно, вбивая клин во взаимоотношения учителя и ученика, внушая ребенку что он всегда прав, а вот учительница — плохая со всех сторон. и это вместо реальной работы в том числе и педагогом, что в этой ситуации было необходимо.
    Считаю, что психолог абы как любой ценой в школе не нужен. Большинство школьных психологов — это переученные на курсах учителя, т.е. с явно невысоким уровнем подготовки. Ну и еще один тип — молодые девочки из институтов, без практического опыта..

    Как-то разговаривала с одним психологом — кандидатом наук, так он мне целую теорию рассказал о том, что психологи и дидактика — науки противоположные, и учителя и психологи поэтому друг друга понять не могут. Учителю надо любой ценой научить, у него же ЕГЭ, а психолог — что главное — личность, даже если она учиться не желает в принципе и конечный результат в виде знаний психолога не интересует..

    такое вот противоречие..и кто его разрешать будет?

    Предмет изучения

    Психология высшей школы — это раздел педагогической психологии. При этом при решении проблем высшего образования используются знания из общей и социальной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, психофизиологии, юридической психологии, экологической психологии. В связи с этим предмет психологии высшей школы считается междисциплинарным.

    Предметом психологии высшего образования являются психологические закономерности, а также эффективность воспитания и обучения в высшей школе.

    В данном предмете изучения выделяется ряд отдельных проблем и частных предметов изучения:

    • психологическая структура учебной работы;
    • формирование познавательных процессов студентов, черт личности, профессиональных способностей, умений, навыков;
    • возрастные психофизиологические и психические особенности учащихся;
    • дифференциально-психологические особенности студентов и методы их диагностирования;
    • социально-психологические законы формирования преподавательского и студенческого коллектива;
    • психологические вопросы педагогического общения.

    Психология высшего образования использует весь набор процедур, методов и методик исследования, психологического воздействия, применяемых во всех отраслях психологической науки:

    • наблюдение,
    • клиническая беседа,
    • эксперимент,
    • формализованные диагностические методики,
    • интервью,
    • генетико-формирующие методы,
    • тренинги,
    • анализ продуктов деятельности,
    • моделирование,
    • методы количественного анализа.

    Условия и закономерности развития высшего образования

    Для понимания природы и движущих сил развития высшего образования в современной реальности, требуется знание общих условий и устойчивых закономерностей, влияющих в целом на сферу образования и на высшее образование в частности. К таким закономерностям можно отнести следующие:

    • увеличение наукоемких производств, для эффективной деятельности которых более половины персонала должны иметь высшее или специальное образование;
    • активный рост объема технической и научной информации, что требует от квалифицированного специалиста обладания способностями и навыками самообразования, включения в систему повышения квалификации и непрерывного образования;
    • стремительная смена технологий, которая вызывает быстрое моральное старение производственных мощностей, что требует от специалиста качественной фундаментальной подготовки, способности осваивать новые технологии достаточно быстро;
    • научные исследования, ведущиеся на стыке разных наук требуют наличия обширных, фундаментальных знаний, умения работать коллективно;
    • появление достаточно мощных средств мыслительной деятельности, приводящее к автоматизации как физического, так и умственного труда и возрастанию ценности неалгоритмизируемой, творческой деятельности;
    • рост количества людей, задействованных в научной и иных видах сложной деятельности, который приводит к снижению среднего эвристического потенциала ученых, поэтому необходимо специалистам обладать знаниями методологии научной и практической деятельности;
    • рост производительности труда, позволяющий снизить долю населения, которое занято в материальном производстве, и увеличить количество работающих в области творчества и культуры;
    • повышение уровня благосостояния населения и его денежных доходов, которое приводит к росту платежеспособного спроса на услуги сферы образования.

    Рубрики: Диетология