• Что изучает инженерная психология и эргономика

    Автор: Сергеев С.Ф.
    Название: Инженерная психология и эргономика.
    Формат: HTML, DOC
    Язык: Русский

    недостаточно для решения большинства возникающих практических задач.
    Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена и В.М. Львова, имеет следующий вид:
    Эргономика — системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования человеко-ориентиро-ванных свойств систем «человек — машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функцио-нальное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.
    Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междисциплинарны и используют данные широкого класса наук, связанных с человеком.
    В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию — или на человека (инженерная психология), или на учёт особенностей человека при проектировании техники (эргономика) (П.Я. Шлаен, В.М. Львов). Считается, что инженерная психология занимается системами — «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Эргономика — более практическая, инженерная, а инженерная психология — психологическая, теоретическая дисциплина. Некоторые авторы включают инженерную психологию в состав эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человеческих факторов».
    В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, например, интенсивно развивается направление, возникшее в процессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, — юзабилити (Usability Engineering) — научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.
    Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практически со всеми науками, в той или иной мере связанными с че
    16
    ловеком, осуществляющим трудовую деятельность: антропологией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эстетикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои методы из математики, социологии, системотехники, экономики, ин-форматики, биологии и педагогики, технических наук.
    Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психологии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главенствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуществляется силами компетентных отраслей знаний.
    Эргономика формулирует свои требования в форме эргономических требований и стандартов, ограничивающих зоны допустимых вариаций условий деятельности человека в среде/социо/технической системе.
    ? Контрольные вопросы по главе
    1. Назовите дисциплины, послужившие основой для возникновения инженерной психологии и эргономики.
    2. Что такое психотехника?
    3. Что такое инженерная психология?
    4. Чем отличается инженерная психология от эргономики?
    5. Чем отличается отечественная инженерная психология от её зарубежных аналогов?
    6. Чем обусловлено появление инженерной психологии как науки?
    7- Назовите трёх любых известных Вам авторов — основателей инженерной психологии за рубежом.
    8. Где и кем создана первая отечественная лаборатория по эргономике?
    9. Кем и когда была создана первая научная лаборатория по инженерной психологии?
    10. Работы каких российских авторов стали основой для развития инженерной психологии в нашей стране?
    11. Где начались первые академические работы по инженерной психологии?
    12. Назовите основные научные центры по инженерной психологии и эргономике, действующие в России.
    13. Назовите фамилии пяти российских учёных, внёсших, по вашему мнению, наибольший вклад в развитие инженерной психологии и эргономики. Аргументируйте ваш выбор.
    17
    14. Что такое юзабилити?
    15. Что изучает эргономика?
    16. В чём проявляется междисциплинарный характер эргономики? Темы для групповой дискуссии
    1. Причины сходства и различий российского и американского путей развития наук по изучению и учёту человеческого фактора.
    2. Что вносят в эргономику точные науки? Гуманитарные науки?

    Литература
    1.Дмитриева МЛ., Крылов АЛ., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.129-137.
    2. Шлаен П.Я., Львов В.М. Эргономика для инженеров: Эргономическое обеспечение проектирования человеко-машинных комплексов: проблемы, методология, технологии. Тверь: ТвГУ, 2004.
    3. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

    2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики
    Предмет инженерной психологии — процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе -приёма, переработки, хранения информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий.
    Объект инженерной психологии — система «человек — техника».
    Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
    Как техническая наука инженерная психология изучает технические средства деятельности для оптимизации информационного взаимодействия в системе «человек — машина».
    Как практическая дисциплина инженерная психология решает вопросы внедрения психологических знаний в практику проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ).
    19
    Предмет эргономики — трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами при влиянии факторов внешней среды.
    Объект изучения эргономики — система «человек — техника — среда».
    Эргономика реализует четыре направления деятельности, различающиеся по методическому и методологическому базису:
    Научное: проведение комплексных междисциплинарных исследований путей придания человеко-машинным комплексам ориентированных на человека свойств.
    Системное: интеграция данных разных наук о человеке и технике с целью исследования и придания системе «человек — машина», ориентированных на человека свойств.
    Практическое: участие в формировании ориентированных на человека свойств у вновь создаваемых, модернизируемых и находящихся в эксплуатации конкретных человеко-машинных комплексов путём использования результатов собственных исследо-ваний и данных смежных наук.
    Методическое: обобщение опыта создания эргатических систем, стандартизация и унификация процессов учёта человеческого фактора.
    Главные цели эргономики: повышение эффективности систем «человек — техника — среда» (в разных вариантах — «человеко-машинного комплекса», «эргатической системы» и т.д.), обеспечение безопасного труда, развития личности профессионала в процессе труда.
    2.2. Основные задачи инженерной психологии и эргономики
    Задачи эргономики как науки:
    • Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека — оператора с учётом специфики эксплуатируемой техники и рабочей среды.
    20

    Акопова М. А., Ставрополь, 2012

    Тестовые материалы
    по дисциплине
    «ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»

    1. Что изучает эргономика?
    1) деятельности человека в системе «человек – машина – среда»;
    2) специфические свойства ЭС, оказывающие непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека;
    3) содержание п.п. 1 и 2;
    4) система «человек – машина – среда»;
    5) средства практической деятельности.

    2. Когда и где было организовано первое эргономическое общество за рубежом?
    1) 1930 г. во Франции;
    2) 1940 г. в Германии;
    3) 1949 г. в Англии;
    4) 1955 г. в Испании;
    5) 1959 г. в Италии.

    4. Что означает термин “эргономика”?
    1) работу;
    2) закон работы;
    3) науку о труде, основанную на закономерностях науки о природе;
    4) содержание п.п.3 и 2;
    5) трудовая деятельность.

    5. Что является предметом эргономики как науки?
    1) изучение системных закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами;
    2) предмет трудовой деятельности и среды в процессе достижения цели деятельности или в процессе профессиональной подготовки к ее выполнению;
    3) содержание п.п.1и 2;
    4) эргономические свойства ЭС;
    5) здоровье и развитие личности человека.

    6. Что является задачей эргономики?
    1) формирование эргономических свойств ЭС;
    2) создание технических средств;
    3) эксплуатация технических средств;
    4) развитие личности человека;
    5) все вышеназванное.

    7. С какими науками связана эргономика?
    1) инженерной психологией, психологией;
    2) физиологией, гигиеной;
    3) социологией труда;
    4) математикой;

    8. Что включает в себя эргатическая система (ЭС)?
    1) человека;
    2) технические средства, посредством которых он осуществляет трудовую деятельность;
    3) среду на рабочем месте;
    4) содержание п.п.1-3;
    5) информацию.

    9.Что такое управляемость ЭС?
    1) свойство ЭС, обусловливающее приспособленность ее технических средств к обслуживанию, ремонту и подготовке к применению человеком;
    2) свойство ЭС, обусловливающее ее приспособленность к управлению человеком;
    3) свойство ЭС, обусловливающее приспособленность ее технических средств и алгоритмов деятельности к освоению человеком;
    4) свойство ЭС, обусловливающее приспособленность методов и средств предъявления результатов ее функционирования к использованию человеком (руководителем) в ходе принятия решений;
    5) все вышеназванное.

    10. Где должны использоваться характеристики, связанные с эргономичностью?
    1) при рекламации;
    2) при паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест;
    3) при автоматизации;
    4) при механизации;
    5) нигде.

    11. В соответствии с какими нормами эргономическое описание должно отражать особенности условий труда?
    1) гигиеническими и экологическими;
    2) психофизиологическими и социально-психологическими;
    3) научно-организационными и по технике безопасности, инженерно-психологическими, технико-технологическими и по психологии труда в особых условиях;

    12. Что понимается в эргономике под человеческим фактором?
    1) изучение и проектирование реакций человека на характер, содержание, организацию труда и быта в целях достижения общественно значимых результатов;
    2) идея координации работы всех специалистов, занимающихся вопросами труда;
    3) изучение и проектирование реакций человека на организацию труда и быта в целях достижения общественно значимых результатов;
    4) содержание п.п. 1 и 2;
    5) изучение и проектирование реакций человека на характер, содержание труда в целях достижения общественно значимых результатов.

    13. Какой может быть причина ошибки и аварии СЧТС?
    1) отсутствие четкой фиксации органа управления;
    2) неестественные направления движения педалей и ручек, их неправильное расположение, неудобная для захвата форма рукояти;
    3) неправильная интерпретация показаний приборов;
    4) содержание п.п.1 — 3;
    5) содержание п.п.1 и 3.

    Общии положения

    эргономика — наука изучающая проблемы возникающие в системе «человек-машина-среда». С целью оптимизации трудовой деятельности человека, создание для него комфортных условий, увеличение безопастности труда и повышение за счет этого его производительности, сохранение работоспособности и здоровья.

    Инженерная психология— это наука изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники.

    Основное отличие между этими дисциплинами заключается в том что инженерная психология является более общей областью знаний по отношению к эргономики, таким образом инженерная психология это научная основа, которая практичски воплащается в эргономике.

    Предметом изучения эргономики- являются трудовые процессы.

    Объектом — система «человек-орудие труда».

    Целью эргономики — является оптимизация условий труда.

    Задачи инженерной психологии и эргономики

    1) Изучение надежности точности и стабиности работы оператора.

    2) Изучение влияния психоческой напряженности, утомляемости и эмоциональных факторов на работоспособность человека.

    3) Определение приспособительных и творческих возможностей человека.

    4) Главной задачей эргономики и инженерной психологией являтся разработка теории трудового процесса в условиях современного производства

    1) гигиенический — данный показатель учитывает все виды загрязненности (в том числе и шумовую)а так же всё то, что может нанести вред человеческому здоровью.

    2) Антропометрический показатель — этот показатель учитывает естественые пропорции человеческого тела при создании материальных объектов.

    3) Психофизиологический показатель — этот показатель учитывает особенности функционирования центральной и переферической НС при проэктировании техники.

    4) Эстетический- представляет собой субъективную оценку, привлекательности того или иного объекта.

    История эргономики и инженерной психологии.

    Предпосылки развития инженерной психологии и эргономики

    1) возникновение масовго производства

    2) узкая номенклатура изделия — производства стали специализированными, на каждом из них изготавливалась только часть готовой продукции.

    3) Большой объем выпускаемой продукции.

    4) Регулярность изготовления

    исходя из этих предпосылок возникли 2 следствия, которые определили развитие инженерной психологии и эргономики:

    1) главным человеком на производстве становится инженер.

    2) В основу производства была положена технико-экономическая целесообразность.

    Производство Тейлора и Форда

    Тейлор не будучи профессиональным психологом, но заинтересованным в изучении трудового процесса сумел подсчитать, что эффективность работника на производстве составялет 20% от возможной, им была поставленна цель изменить производство так, чтобы эффективность работы стала максимально. В попытке Тейлора увеличить эффективность производства положили начало научному изучению трудовой деятельности. Тейлор ввел на предприятия 2 новшетва:

    1) стандартизацию движения работников.

    2) На предприятиях была введена стимульная система «урок-премия»

    Последователь Тейлора — Гилберд создал теорию универсальных движений, в которой все рабочие движения были сведены к простейшим стандартным действиям, которые он назвал дерблиги.

    Одним из ярчайших последователей Гилберда был Форд. Он коренным образом изменил промышленное производство, с помощью следующих приемов:

    1) одну рабочую операцию выполнял 1 человек — благодаря такому подходу скорость производства возрасла вместе с качеством продукции. Из 7882 х функций 3338 должны были выполнять физически здоровые люди, 3095 функций не требовали физических усилий, 870 функций могли выполнять безногие люди, 637 с одной ногой, 2 функции без руки, 10 слепые.

    2) Был введен конвеерный способ производства.

    В конце 19 века по мере распространения идей Тейлора и в начале века 20го по мере идей Форда , промышленность переходила на промышленное произвоство, при этом большое значение придавалось не только самому производству, но и той среде, в которой это производство реализовывалось.

    Кризис тейлоровского производства.

    Всвязи с тем, что от работника требовался максимальный результат уровень эксплуатации рабочих значительно повысился, что привело к повышению текучести кадров и увеличению количества травм.

    Первая мировая война продемонстрировала что тейлоровская система производства имеет пределы эффективности, далее которых её повышение становится невозможным. Первая мировая война так же показала что чем сложнее техника тем сложнее требования её приспособлению к человеку. Уже в начале 1й мировой войны в англии был создан комитет по изучению здоровья , возникали первые кадровые агенства по подбору персонала, создавались научно исследовательские комитеты, изучающие особенности взаимодействия человека с техникой. К 1930 году тейлоровское производство полностью дескредетирвала себя, и ученному сообществу стало понятно что требуются другие подходы к производству.

    Новые подходы к изучению человека, социума и техники.

    Одним из основоположников нового подхода был М. Вебер, который заложил основу понимабющей социологии и экономической рациональности, он убедительно доказал что бесконечно эксплуатировать человека нельзя. В 20е годы Э. Мейо заложил основы социальной индустриологии проведя контеровский эксперимент.

    По мнению Мейо на человека значительное влияние оказывают социальные и психологические стимулы, большое значение имеет уровень сплоченности группы, взаимоотношение с руководством, удовлетворенность работника своим трудом. В дальнейшем Маслоу создав концепцию иерархических потребностей смог достаточно точно подбирать необходимые стимулы мотивируещие человека на деятельность. В результате произошедших научных открытий была созданна социальная концепция философии менеджмента, в которой были оформленны ряд постулатов :

    1) человек всегда включен в контекст группового поведения.

    2) Бюрократическа и строго иерархическая система не совместимы с человеческой психологией.

    3) При производстве небходимо ориентироваться не на продукцию, а на людей.

    В 1949 году было сформированно общество, которое занялось эргономическими исследованиями. Первоначальный состав включал в себя 12 человек из оксфорда и кембриджа. В 1950 году 16 февраля в кембриджском университете была созданна новая наука — эргономика. Первая конференция по вопросам новой науки состоялась 18 апреля 1951 года в Берлингеме. В 1960 году образовался факультет экономики, при колледже Лавпро. С того времени эргономика в Англии считается общепризнанной, но специализируется в первую очередь на промышленном дизайне.

    История развития эргономики и инженероной психологии в России

    1) филосовские предпосылки. Одним из первых философов акцентирующих внимание на взаимодействие между человеком и техникой был философ Федоров, с его учением называющимся «общее дело». По мнению Федорова техника является боковой ветвью человеческой эволюции, и основной акцент необходимо делать на развитие собственных возможностей человека.Флоренским была высказана концепция впоследствии положенная в основу новой науки — органопроэкция (бионика).Муравьев — в начале 20 века им была создана работа названная «трудоведение» в ней была рассмотренна новая концепция трудовой деятельности где труд и человек понимались не по отдельности, а вместе.

    2) Культурные предпосылки. В период с 1910-1920 годы в России сформировалась концепция художественно-практического творчества. Её приверженцы полагали, что творчество должно напрямую влиять на производственный процесс. Основные представители: Радченко, Попов, Степанов. Итогом развития этой концепции было создание такого направления в исскустве как конструктивизм. В это же время создается ряд организаций на практике воплощающей теоритические концепции (отдел изобразительного исскуства и институт художественной культуры)

    3) производственные предпосылки: Богословский в 1913 году написал труд « система профессиональной классификации». Михайловский предложил ряд мер по улучшению условий труда. А так же написал работу посвещенную требованиям к проэктированию техники. Этенмейер написал работу «о проэктировании машин».

    Развитие эргономики в 20-30 годы

    в 1921 году прошла первая конференция по научной организации труда ее проводили Бехтерев и Мясищев. На этой конференции рассматривались вопросы повышения производительности труда, сохранения здоровья рабочих, и развития их личноти. В это же время в России обрел популярность комплексный подход к исследованию трудовой деятельности исходя из него человек изучался с учетом особенностей трудовой деятельности, личностных трудовых качеств и развития человека.

    В 1918 году при институте головного мозга создается отдел профессиональной психологии, его целью является изучение форм научного познания трудовой деятельности. В это же время Мясищев предлагает создать новую науку — эргологию, а Ухтомский — физиологию труда. В 1921 году создается центральный институт труда под руководством Гостеева, где изучаются трудовые движения и рациональные способы обучения. Бернштейн в этом институте занимался исследованием управления трудовой деятельности ввел биомеханические рассчеты рабочих систем ввел термин человеческий фактор создал ряд профессиограм к трудовой деятельности. Им был спроэктирован интерьер первого трамвая и его рабочего места. Добротворский разработал комплексный подход к проэктированию техники и использовал его в авиации. Шпильрейн высказывал идеи о необходимости междисциплинарных исследований. Выгодский говорил о необходимости сближения психотехники и экспериментальной психологии. В 1931 году проводятся шикрокомаштабные исследования психофизиологии человека работающего на конвеере. В 1932 году закрываются все лаборатории по психотехники и физиологии труда, большинство ученных лешили всех званий и отправленны в конслагеря, эргономика объявленна лженаукой и все исследования прекращаются.

    Причины закрытия эргономики :

    1) развитие тоталитарного режима

    2) широкое использование принудительного труда

    3) государственная монополия

    методы инженерной психологии эргономики

    в данных дисциплинах существует несколько групп методов, часть из них носит общий психологический и общенаучный характер а часть является специфической присущей только эргономике или инженерной психологии:

    1) организационыые — позволяют организовывать исследовательскую и проэктировачную деятельность

    2) эмперические — включают в себя ряд общенаучных методов (наблюдение экспериметн диагностика моделирование)

    3) алгаритмический анализ — представляет собой разложение деятельности в системе человек-машина на качественно различные составляющие

    основные методы инженерной психологии и эргономики

    1) психофизиологический с помощью этого метода исследуется время реакции и пороги чувствительности.

    2) Психометрический с помощью него исследуются перцептивные и мнемические процессы

    3) электрофизиологический данный метод включает в себя ЭЭГ и электромиограмма(представляет собой считывание электических импульсов мышечной системы) оценка кожно-гальванических реакций, электрокардиаграмма, электроокулограмма

    4) биотелеметрия с помощью этого метода можно исследовать основные параметры тела на расстоянии (температур, газообмен, а так же интенсивность кровообращния, общее состояние организма)

    5) биомеханических — включает в себя видеосъемку, циклографию, тензометрию и так далее, с помощью метода исследуется особенности движений в процессе трудовой деятельности

    6) электромагнитная томография — с помощью этого метода можно с выской степенью достоверности оценить общее состояние мозга, а так же состояние отдельных структур либо процессов

    7) соматография — исследует положение тела человека в пространстве

    правила использования методологического аппарата

    1) в каждом конкретном случае необходимо использовать достаточное количество методов, которые адекватные

    2) использование компьютера приводит к принципиальной перестройки всей структуры эксперемента и возникновения эффекта отчуждения.

    3) Методы используемые в инженерной психологии и эргономике должны быть включенны в систему которая позволяет оценивать человека как единое целое.

    Профессограмма как метод инжинерной психологии и эргономики

    представляет собой описание присущих деятельности и человеку психологических и психофизиологических функций.

    1) анализ технической документации и инструкций по использованию техники или изделия

    2) эргономическое изучение технических систем, сопоставление результатов с нормативным документом

    3) наблюдение за ходом работы (включает в себя хронометраж и видеозапись)

    4) опрос (проводится в регламентированной форме среди пользователей)

    5) самоотчет (представляет собой письменный структурированный отчет производителя о создании техники и конечном продукте)

    6) экспертная оценка (представляет собой комплекс оценочных действий производящихся узкими специалистами)

    7) инструментальные оценки (проводится количественная оценка технических показателей)

    8) регистрация и анализ ошибок

    9) регистрация энергетических затрат и функциональных состояний человека

    10) регистрация и измерение концентрации внимания и микродвижений

    11) регистрация и измерение физических функциональных систем (в данном случае измерениям подвергаются такие физические системы человеческого тела, как сердечно-сосудистая система, дыхательная и нервная система, кроме того оцениваются такие параметры зрительной системы, как скорость различения образов, время реагирования на сигнал и так далее )

    метод распределения функций между человеком и машиной

    необходимость в этом методе связанна с тем, что человек и машина не совпадают друг с другом по большинству параметров. Для того чтобы совместить в одной системе человека и машину необходимо определить следующие особенности:

    1) кто и в какой степени превосходит другого по тому или иному параметру.

    2) Необходимо оценить специфические условия в которых действует система человек-машина. В ряде случаев распрделение функций может зависить от экономических или социальных условий в которых эти системы находятся

    3) нахождение компромиссов между деятельностью машины и деятельностью человека.

    Основные проблемы данного метода:

    — полное и объективное описание машины или человека невозможно

    — проэктирование систем- человек-машина не является упорядоченным процессом

    — проэктирование данных систем во многом является подсознательным и творческим, что и мешает совместить человека и машину.

    Моделирование как метод инженерной психологии

    моделирование — это создание упрощенной модели реально существующих систем, процессов, или явлений.

    В инженерной психологии моделирование используется для создания моделей трудовой деятельности, систем «человек-машина» либо систем представляющих собой функциональные органы.

    При моделировании профессиональной деятельности как правило строятся модели предметных действий, которые затем анализируются с помощью функционально структурного анализа. При этом модель с одной стороны выступает как средство в с другой как предмет исследования.

    В современных системах производства стереотипные действия сменяются целесообразными исполнительными действиями. Количество автоматизированных действий в производстве заметно снижается и перепоручается автоматическим устройством. Из этого следует что одной из главных задач в инженерной психологией становится защита от автоматизмов и стереотипных реакций на производстве. В процессо обучения деятельность человека неменуемо стереотипизируется, а затем превращается в функциональный орган. Строение этого органа представляет практический интерес для инженерной психологии и эргономики. Структурный анализ позволяет выявить компоненты такого органа, его функциональные возможности и законы его существования. Существует стандартизированная система, описание исполнительных действий и функциональных органов которое идет от простого к сложному.

    Пример описания исполнительного действия(свет — мигание).

    Сигнал → полимодальный афферентатор → блок дифференциальных програм → моторные команды → осуществление исполнительного действия, то есть мигания.

    При формировании нового действия индивид как правило не демонстрирует адекватных действий, напротив, он совершает ошибки, затем корректирует их и только потом научается действовать безошибочно. При анализе исполнительных действий важно различать формы деятельности.

    1) дискретные исполнительные действия — представляют собой такую последовательность действий при которой между действиями предусмотрены перерывы имеющие одинаковую или разную длительность.

    2) Баллистические исполнительные дейтвия — в этом случае начальный период действий потребляет незначительное количество усилий в последствие усилие нарастает пока недостигает своего максимума, после которого наступает спад.

    3) Экстренная — это форма исполнительных действий предполагает готовность к внезапному очень интенсивному расходованию сил в короткий промежуток времене

    4) планируемая — в этой форме исполнительных действий индивид предвидя свою деятельность заранее создает схему исполнительных действий.

    5) Заученные исполнительные действия. Это действия доведенные до автоматизма и реализуемые в определенной ситуации

    6) формируемые исполнительные действия- это действия которым индивид обучается непосредственно в процессе реализации.

    1) малое количество фундументальных законов поведения

    2) процедурные моменты исполнительных действий трудноописуемы

    3) поведение человека определяется социальными факторами

    4) исполнительные действия включают в себя случайные элементы

    Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое «инженерная психология» в других словарях:

    Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации человеко машинных систем; выработки научных… … Финансовый словарь

    ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Большой Энциклопедический словарь

    Инженерная Психология — раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при… … Психологический словарь

    Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Задачи И. п.: анализ распределения функций между человеком и… … Российская энциклопедия по охране труда

    инженерная психология — эргономика — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы эргономика EN human engineering … Справочник технического переводчика

    Инженерная психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Инженерная психология (от … Википедия

    Инженерная психология — одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и… … Большая советская энциклопедия

    инженерная психология — направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40 е гг. 20 в. как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия… … Энциклопедия техники

    инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Энциклопедический словарь

    инженерная психология — rus инженерная психология (ж), организация (ж) труда eng human engineering fra ergonomie (f) deu Anthropotechnik (f) spa ingeniería (f) humana … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    Инженерная психология как наука возникла в 40-х гг. прошлого столетия. Основоположниками ее считаются Д. И. Менделеев, метеоролог М. А. Рыкачев, ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев. А. К. Гастев и И. П. Павлов. Именно И. М. Сеченов был автором научных трудов о человеке и его роли в рационализации трудовой деятельности и психологических процессах. Инженерная психология, вернее только ее основы, были сформулированы также И. М. Сеченовым.

    Его высказывание об активном отдыхе человека как лучшем средстве повышения эффективности труда и особенно сохранении работоспособности, до сих пор не утратили своей актуальности и с успехом применяются на практике.

    Что же такое инженерная психология?

    Это наука, вернее ее отрасль, которая в современном высокотехнологичном обществе принимает все более актуальное значение, ведь вопросов, изучающих системы «человек-машины», в современном, быстро изменяющемся мире становится все больше.

    В чем же ее сущность и каковы основы инженерной психологии? Она изучает актуальные отношения и особенности труда современного человека в его производственной и управленческой деятельности.

    Результатом этого исследования является оптимизация трудового процесса людей, которая необходима при создании новейших технологий и, конечно, непосредственно новых технических средств. Благодаря ним совершенствуются системы управления, а также происходит улучшение основных характеристик современного трудового процесса.

    Инженерная психология рассматривает, в частности, актуальные и многочисленные проблемы взаимодействия человека с ЭВМ. Следствием этого является установка определенных требований к обоим участникам этого процесса. В качестве показателей используются такие понятия как надежность, эффективность, быстродействие, точность.

    Очень близко основы инженерной психологии располагаются к другой науке – эргономике, которая изучает трудовую деятельность человека, создание безопасных рабочих мест, и объектов труда. На основании полученных заключений моделируются новые компьютерные программы. Их целью является создание более благоприятных условий труда, которые бы повышали его эффективность. Вся система учитывает физические и психические особенности человеческого организма, базируясь на психологии, анатомии и физиологии индивида.

    В свою очередь инженерная психология, как отрасль науки, является важнейшей частью эргономики. В современном мире, который характеризуется стремительными темпами развития высоких технологий, усложненные производственные процессы и новейшее оборудование в корне изменили функции человека на производстве.

    Другой уровень задач, увеличение потока информации и высокотехнологичное оборудование ставят перед личностью новые задачи и требуют от нее более высоких нагрузок. Физические усилия в основном снижаются, а индивидуум в содружестве «человек-машина» становится менее важным звеном. Виной тому человеческий фактор. Именно поэтому возникает необходимость обеспечения полной безопасности персонала на современном производстве.

    Решить эту задачу может инженерная психология в совокупности с эргономикой. Благодаря знаниям, полученным в результате исследований, которые проводятся учеными этих отраслей, определяется успешное функционирование техники.

    Инженерная психология и эргономика играют также главную роль в оптимизации условий труда. Такой существенный показатель, как эргономичность, является самым обобщенным критерием свойств техники и характеризует степень комфортности, которая соответствует определенным образцам устройств и механизмов.

    Для чего служит инженерная психология и эргономика? Они исследуют такие направления, как создание новых рабочих мест, их проектирование, обеспечение технического обслуживания машин, изучают не менее важный вопрос подбора кадров и профессиональную подготовку.

    Инженерная психология и эргономика стали наиболее перспективными науками в развитии производственных отношений и на них возлагается огромная ответственность в связи с прогрессивным развитием общества.

    Факторы производственной среды и трудового процесса легли в основу гигиенической классификации труда, которая отражает опасность их воздействия на работоспособность и здоровье людей.

    Режимы труда и отдыха

    Важнейшим условием поддержания высокой работоспособности является установление рационального режима труда и отдыха, под которым понимают чередование периодов работы и отдыха.

    Введение в определённые периоды смены физиологически обоснованных перерывов играет большую роль в профилактике утомления. Время установления таких перерывов и их продолжительность должны быть связаны с характером работы: чем тяжелее и напряжённее работа, тем длительнее перерывы.

    Работоспособность человека изменяется в течение суток. Максимальный её уровень наблюдается с 9 до 20 часов, минимальный с 2 до 4 часов утра. Причём в середине дня наблюдается некоторый спад работоспособности. В это время целесообразен обеденный перерыв продолжительностью около 1 часа[10].

    Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) регулирует трудовые отношения, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

    Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности[11].

    Время отдыха время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Сокращённая продолжительность рабочего времени применяется для отдельных категорий граждан:

    для лиц моложе 18 лет;

    для лиц, работающих во вредных и опасных условиях;

    Неполное рабочее время устанавливается по соглашению с работником, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени или объёму работ. Продолжительность ежедневной работы зависит от возрастных категорий, условий труда и медицинских показаний.

    Эргономика и инженерная психология

    В профилактике утомления большую роль играет новое научное направление — эргономика (от греч. ergon -работа, nomos — закон).

    Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Эргономика изучает систему «человек — машина – среда» (Ч-М-С), рассматривая ее как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

    Эта дисциплина основана на использовании ряда наук для приспособления работы к человеку с целью повышения производительности труда, сохранения здоровья, обеспечения безопасности и комфорта при работе. Однако, включая в себя ряд различных областей (организацию, гигиену, психофизиологию труда, профессиональную патологию, инженерную психологию, производственную эстетику и др.), эргономика не является их простой суммой. Это интегральная наука, занимающаяся оптимизацией условий труда по всем областям[12].

    Одним из основных направлений эргономики является соблюдение физиологических и психологических требований при конструировании машин и другого оборудования, организации и планировке рабочего места.

    При конструировании машин должны быть предусмотрены меры по:

    · устранению лишних движений работающего;

    · ликвидация наклонов туловища и переходов;

    · рациональной рабочей позе;

    · физиологически обоснованной рабочей мебели.

    Эргономика изучает противоречия, возникающие при организации совместной работы человека, с одной стороны, и механизмов, элементов материальной среды — с другой.

    Противоречия являются результатом взаимной неприспособленности машин и механизмов к человеку и человека к ним.

    Взаимодействие человека с машиной (систему «человек – машина») изучает инженерная психология.

    Каждое звено в системе «человек – машина» (Ч-М) имеет определенные возможности и ограничения. Какие-то функции лучше выполняет человек (управление движением агрегата или грузоподъёмного крана), а какие-то — машина (поддержание вакуума в доильном стакане, давления в гидросистеме, сложные вычисления и др.) Машина точнее и быстрее воспринимает и перерабатывает конкретную информацию, например, об изменении температуры, скорости давления, а также осуществляет управление при достижении экстремальных значений отдельных факторов, например, включение, переключение, отключение. Она не «забывает» программы, не «утомляется», не «отвлекается» в процессе работы. Человек же способен оценивать работу системы на основании более разнообразных факторов, предугадывать исход по тенденции изменения фактора или даже по косвенным признакам, находить новые способы выполнения работы в связи с изменившимися условиями, т.е. его действия более многообразны и особенно незаменимы при отсутствии определённой программы и общих закономерностей.

    С учётом этого необходимо разделять функции и закреплять их соответственно за человеком и за машиной (рис.5).

    Рис. 5. Функции человека и машины

    Оператор оказывает самое существенное влияние на результат функционирования системы Ч-М-С. Только человеку-оператору присущ рад свойств:

    · универсализм — способность выполнять разнообразные действия различными способами;

    · адаптивность — возможность приспосабливать систему к меняющимся условиям;

    · резервирование — заменой своей работой функции отказавшего блока;

    · изменчивость — зависимость качества деятельности от типа работы, настроения, усталости, болезни[13].

    Человек, в отличие от машины, способен выполнять работу в различных ситуациях, ему свойственны высокая гибкость в приспособлении к изменяющимся внешним воздействиям, выбор непредвиденных способов действия, быстрое исправление ошибок.

    В понятии система Ч-М-С включает взаимные связи работающего человека с окружающей средой: с орудиями труда, машинами, различного вида устройствами, рабочим местом, а так же с такими характеристиками окружающей среды, как освещение, шум, условие микро-климата.

    В каждом трудовом процессе, совершаемом человеко-машинными системами выделяют три этапа:

    1. Восприятие информации либо путем наблюдения производственного (или иного) процесса, либо по наблюдению за показаниями контрольно-измерительных приборов, отражающих параметра протекаемых процессов, с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Полученная информация передается в центральную нервную систему. Эта фаза относится к сфере действия законов физиологии и психологии.

    2. Переработка полученной информации, осуществляемая в центральной нервной системе, приводит к принятию определенного решения. На характер решения влияет не только информация , поступающая из вне (от машины и из внешнего окружения), но и внутренняя информация (из памяти или интуитивная).

    3. Последним этапом является выдача принятого решения исполняемым органам (группам мышц рук и ног), которые воздействуют на органы управления машины.

    Раздел 1. Пси труда, инженерная психология и эргономика как научные дисциплины : предмет исследования и задачи практики, методы исследования и воздействия, связь с другими науками о труде и направленности психологии.

    План:

    1. Психология труда, инженерная психология, эргономика. Общее представления о дисциплинах.
    2. Связь дисциплин с другими науками
    3. Связь с другими разделами психологии
    4. Сравнительная характеристика методов изучения и воздействия в дисциплинах

    1) Группы методов

    2) Применимость методов в зависимости от целей и задач дисциплины

    Психология труда, инженерная психология, эргономика. Общее представления о дисциплинах.

    Определения:

    Труд– деятельность человека , в результате которой создается продукт , чем-то полезный для самого труженика либо для других членов общества .

    Эргатическая система – рабочая система ( человек- машина , человек-машина – среда , социотехническая система и т.д. )

    Эргатическая функция – необходимый процесс , обеспечивающий преобразование предмета труда в продукт .

    Субъект труда –носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом). Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.

    Ψ труда изучает психологические аспекты формирования и развития человека как субъекта труда и пути оптимизации его функционириования.

    Общие теоретические подходы, технологии и методы решения проблем указанных ниже рассматриваются в психологии труда. Психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разраба­тывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии.

    1) психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классифика­ция профессий);

    2) развитие человека как субъекта труда (формирование тру­доспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);

    3) дифференциальная психология труда (проблемы прогно­зирования и оценки профпригодности, формирование эффектив­ного индивидуального стиля деятельности, психология профот­бора, аттестации и карьерного консультирования);

    4) психология в проектировании, оценке и рационализации
    труда и его компонентов, управление качеством продукции
    ;

    5) психология работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

    6) психология в профилактике травматизма и аварийности;

    7) психология трудовой мотивации;

    8) психология группового субъекта труда.

    Еще + организационная психология является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

    Инженерная Ψизучает объективные закономерности процессов взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина». Деятельность человека и функционирование машины рассматривается во взаимосвязи. Главные задачи: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявления психологических факторов надежности и эффективности систем «человек-машина».

    Оператор— субъект в автоматизированных системах управления. Управление как целенаправленное воздействие на целостный объект. Автоматизированное — класс систем, в котором человек включен в последовательное контр-управлением объектом. (бывает, когда включен параллельно, когда человек в основном выполняет функцию контроля, а управление происходит автоматически)

    Основные функции оператора:

    1.Прием информации
    2.Принятие решения
    3.Исполнение принятого решения
    4.Контроль

    Специфика деятельности: оператор- субъект в автоматизированных средствах управления; функции тех технических средств, с которыми имеет дело оператор (прием информации, замещения реального объекта); опосредование деятельности знаковыми системами; взаимодействие с объектом- информационное.

    1. Методологические основы изучения процессов развития человека как субъекта труда (работника), психологического содержания и закономерностей его трудовой деятельности.
    2. Изучение теории психологических основ трудовой деятельности, классификация, проектирование трудовых постов, организационных условий профессий как областей приложения духовных и физических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах и системе интернет); разработка профессиограмм разного назначения (в том числе, в интересах разработки образовательных стандартов) и обоснования требований, предъявляемых разными видами труда к свойствам психики людей.
    3. Изучение профессионально ценных свойств (качеств) психики людей по отношению к определенным классам и видам труда: особенности личности, в том числе, ее направленность на определенный класс труда, ценностные ориентации, потребности, установки и мотивы, характерологические особенности, свойства познавательных, творческих и психомоторных процессов, эмоциональной и рациональной регуляции индивидуальной и коллективной деятельности, движений.
    4. Изучение своеобразия психического склада (типичного и индивидуального) представителей разнотипных видов труда, профессий, профессиональных общностей (склад ума, особенности образа мира, установки на творческий или исполнительский труд, производительную или потребительную мотивацию труда, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное).
    5. Условия и способы установления взаимного соответствия свойств психики человека и требований трудовой деятельности разного вида (профессиональный отбор и подбор, самовоспитание и саморегуляция работников; психологические аспекты подготовки и переподготовки работников, расстановки кадров сообразно их личным качествам). Методы, процедуры, критерии оценки, аттестации работников. Психологические основы и средства компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных свойств психики.
    6. Теория и методы исследования профессионального мастерства и операционально-смысловых структур профессионального опыта (пространственных, временных, технологических, социальных). Психологические условия и способы формирования профессионализма работника как совокупности компетенций, духовных, нравственных и мировоззренческих основ человека как субъекта труда; трудовая мотивация, системы психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных этапах трудовой жизни.
    7. Проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая военную и боевую деятельность, ошибки и отказы в деятельности по психологическим причинам, приводящие к снижению ее эффективности, к авариям, происшествиям, катастрофам, способы устранения этих причин, невротические срывы работников, профессиональные деформации личности, способы их предотвращения); формирование профессиональной и личностной надежности работников опасных профессий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
    8. Формирование профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий, условия и способы психологического обеспечения безопасности труда в разных видах труда (включая психологическую безопасность, как сохранение оптимальных состояний работников, их психического здоровья).
    9. Психологические особенности деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов разного типа, лиц пожилого возраста, лиц с выраженными акцентуациями характера), психологическое обеспечение их трудоустройства (консультирование, профориентация, профотбор), способы поддержания их работоспособности, специфические требования к средствам труда, трудовым постам, внутренним и внешним условиям деятельности).
    10. Изучение психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция профессионалов, их консультирование; психологические вопросы переподготовки работников, проектирование средств труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям человека, расстановка кадров сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор ит.д.).
    11. Психологические аспекты смены профессий, способы оптимизации возникающих при этом внутрисубъектных состояний (применительно к случаям вынужденной перемены вида труда при частичной утрате трудоспособности, в случаях безработицы, существенных изменений привычных трудовых постов, средств и условий труда в связи с научно-техническим прогрессом и социально-экономическими трансформациями); предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности.
    12. Допрофессиональное развитие человека, формирование его как субъекта труда (возрастные закономерности развития психики в части формирования профессионально ценных свойств, психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультирования, психологической помощи молодым людям при планировании ими трудового жизненного пути); закономерности трудового развития человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда.
    13. Особенности изменений свойств психики человека как субъекта труда на разных этапах трудовой жизни (включая кризисы профессионального развития, связанные с профессиональным «выгоранием», сменой вида труда, уходом от привычной активной трудовой деятельности; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, способы предотвращения или снижения выраженности возникающих при этом неблагоприятных психических состояний); посттрудовая адаптация, связанная с прекращением трудовой деятельности.
    14. Закономерности информационного взаимодействия человека и технических устройств (в том числе, автоматизированных рабочих мест, компьютеров, мобильных телефонов и подобное), их использование для проектирования или оптимизации психологических структур деятельности и разработки их информационного обеспечения; построение моделей пользователей компьютеров как основы разработки «дружественных» интерфейсов.
    15. Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности).
    16. Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, проектирование средств труда (включая компьютеры и средства связи) и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем, изучение особенностей функционирования операторов и операторских групп («команд»), включенных в управление сложными автоматизированными системами; разработка методов оптимизации их работы (на основе анализа процессов делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, формирования опыта работы в команде и подобное).17.Изучение и проектирование процессов формирования трудовых компетенций, в том числе путем тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах, обучения работников стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта, ситуациях неизбежного риска, тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах.
    17. Психологические основы организации рабочего пространства (трудовых постов, рабочих мест) работника и групп работников (геометрические параметры пространства, компоновка средств труда и вспомогательного оборудования, организация информационных потоков; для групп – размещение членов группы), а также гигиенических условий в этом пространстве.
    18. Психологические особенности совместной деятельности работников в группе, комплектование групп по психологическим критериям, распределение функций между работниками, пути оптимизации деятельности (на основе анализа процессов делового общения, согласования и исполнения решений, формирования благоприятного психологического климата в группе и подобное).
    19. Исследование психологического содержания стадий развития организации, оценка необходимости и фасилитация организационных изменений, управление изменениями. Комплексное психологическое проектирование организаций. Психологические особенности деятельности работников в организационных системах, обусловленные, в том числе, взаимодействием между руководителями и подчиненными; условия возникновения производственных конфликтов и способы их конструктивного разрешения. Приемы психологического воздействия в процессе руководства людьми. Психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда.
    20. Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды; изучение, оценка и проектирование средств отображения информации об управляемых объектах и органов, средств управления объектами сообразно особенностям психики людей (включая и управление в организационных — социальных — системах); психологические проблемы построения критериев экспертного оценивания объектов, эргономического обеспечения организации рабочих мест, их материально-технического оснащения; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога — практика.
    21. Изучение психологических и медико-социальных проблем, порожденных технологическим прогрессом. Оценка качества рабочей жизни. Изучение психологических факторов профессионального здоровья. Функциональные состояния работника в процессе трудовой деятельности; диагностика, коррекция, профилактика неблагоприятных состояний; психологические основы изучения, проектирования и оптимизация режимов труда и отдыха в разных видах деятельности, организации активного и пассивного отдыха.
    22. Изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях, классификация и оптимизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т.п.) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе различных профессионалов. Оптимизация временной, пространственной и технологической структуры трудовой деятельности.
    23. Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий, построения движений (в частности невербальной экспрессии) в разных видах труда. Практическое (экспертное) мышление.
    24. Изучение cоцио-технических (организационно-технологических) систем, их особенностей и условий эффективного функционирования: задач и структуры организаций, характеристик технологий, дизайна трудовой деятельности, организационной культуры, коммуникации. Функционирование человека, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий (включая ситуации неопределенности, неизбежного риска, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения), психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда, оптимизация процессов принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки обучения стилю принятия решений).
    25. Психологические проблемы предпринимательства (как частного случая трудовой деятельности в современных условиях) и инновационной деятельности, маркетинга, рекламы, как разновидностей активности людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность (включая вопросы производства рекламной продукции на основе закономерностей познавательных процессов и личностных особенностей потребителей рекламируемых объектов).
    26. Анализ и проектирование средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием новых технологий (в том числе нанотехнологий и систем интернет) в разных профессиях: анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование ограничений и рисков проекта, планирование деятельности по подбору методов диагностики, интервенции и психологического сопровождения инноваций.
    27. Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов.
    28. Консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией служебной деятельности сотрудников, формированию в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; оптимизация средств компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда); организация работы персонала и совершенствование методического инструментария психологической службы; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
    29. Психологические проблемы распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические аспекты анализа и проектирования коммуникационных сетей в организациях).

    Отрасль наук: психологические науки

    2018 «Технологический университет»
    © Все права защищены

    141070 МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КОРОЛЕВ,
    УЛ. ГАГАРИНА, 42

    Рубрики: Хирургия